Александр А. Локшин: Богиня Кали

Свое мелкопоместное дворянское происхождение, а также месяц, проведенный в тюрьме, и наличие родственников за границей мой дед скрывал. (Переписка с братом оборвалась, если не ошибаюсь, в середине тридцатых.) Тем не менее, тучи сгустились над его головой еще раз. В 1948 году Суслову поступил донос…

Богиня Кали

Александр А. Локшин

Мой дед со стороны матери, климатолог Борис Павлович Алисов обладал замечательно ровным характером, и сослуживцы его любили. (Мне представился случай в этом убедиться спустя примерно десять лет после его смерти.) Тем не менее, у него не было друзей. Это имеет, наверно, какое-то объяснение, но мне оно неизвестно, и я не хочу строить домыслы. Что я вообще вкладываю в понятие «друг»? Ну, наверно, это такой человек, с которым можно быть откровенным… Вот таких друзей у него не было.

Хотя я очень любил своего деда и довольно много с ним общался, мне почему-то не приходило в голову расспросить его о том, что он успел в своей жизни повидать. Виной всему, конечно, был мой непомерный эгоцентризм.

А ведь он прошел Первую мировую, потом просидел месяц в тюрьме у большевиков, потом служил поваром в Красной армии… Какие-то обрывочные сведения остались у меня в памяти, но связного рассказа из них не получается. Вспоминается только какая-то глупость про разбойного кота, который в голодное время (двадцатые годы) крал масло, а мой молодой дед за это окунул его в бочку с водой, и бедный кот в ужасе умчался.

Вот как я совершенно неожиданно для себя обнаружил, что мой собственный дед кое-что значил для других людей. В начале восьмидесятых через каких-то отдаленных знакомых объявился юноша лет 17, который жаждал поступить на географический факультет. Точных обстоятельств этой истории я сейчас уже не помню — то ли его надо было устроить на подготовительные курсы, то ли помочь написать апелляцию. Что-то в этом роде. Короче говоря, я заявился с ним на кафедру климатологии и выдал его там за своего родственника. Я ожидал, что прием будет довольно прохладным, и был страшно удивлен тем, с каким восторгом нас на этой кафедре встретили и бросились этому юноше помогать.

В конце двадцатых и в тридцатые годы мой дед объездил с географическими экспедициями чуть ли не весь Советский Союз; возможно, что был он и в Монголии. Во всяком случае, откуда-то из Средней Азии, где их экспедицию очень радушно принимали, привез он домой одну удивительную вещь. Местный буддийский монах, почему-то особенно расположенный к моему деду, привел его в небольшой храм, сплошь заставленный статуями Будды и других богов. Роскошные боги, сделанные из бронзы и камня, были самых разнообразных размеров.

— Ты можешь взять себе любого бога или богиню, — сказал моему деду монах. — Все равно скоро придут ваши и все здесь уничтожат.

Ну что ж, мой дед выбрал самую маленькую невзрачную статуэтку, положил ее в карман и привез домой своим дочерям, Тане (моей будущей матери) и Жене. Теперь эта статуэтка стоит передо мной.

Иногда я думаю, не в тех ли краях совершал свои спецподвиги друг Улановских ст. майор госбезопасности Горб, чьи энергичные родственники набросились на моего отца?

Предоставлю слово Юрию Айхенвальду:

«…я убежден, что Горб был человеком абсолютно честным. При том, что многие его поступки… Я вот, например, знаю <…>, что за границей он организовал отравление, убийство одного нашего атташе, который остался в Праге, в Чехословакии — это было в 20-е годы. Или чистка в Монголии: чекисты переодеты были — выдавали себя за белых офицеров, которые собирают отряд в помощь китайцам, чтобы воевать c бандитами-большевиками. Ну, люди шли на эту удочку, а чекисты их расcтреливали, как только они выезжали за пределы города[1]

Кстати, статуэтка, которую привез дед — это увешанная маленькими бронзовыми черепами богиня смерти — Кали.

Что еще я хотел бы рассказать про своего деда?

У него был старший брат, Сергей Павлович Алисов (1881, Харьков — 1949, Мюнхен) — врач, художник и скульптор. Когда моему деду было лет 14 или 15 (т.е. году примерно в 1906), Сергей брал его с собой на ликвидацию очага холеры в Среднюю Азию. (Представить себе что-то подобное в наши дни просто невозможно.) Вскоре после революции Сергей эмигрировал на Запад.

В тридцатые годы, работая в Белграде, Сергей Алисов разместил свои скульптуры, выполненные в классическом стиле, на верхнем этаже здания министерства обороны. Во время бомбардировок (югославские события 1999 года) все они были уничтожены. В семейном архиве сохранилось несколько фотографий этих скульптур, а также фото их автора. Я увидел эти скульптуры по телевизору, во время трансляции бомбежек и вспомнил тогда, что нечто похожее видел в нашем семейном архиве…

Свое мелкопоместное дворянское происхождение, а также месяц, проведенный в тюрьме, и наличие родственников за границей мой дед скрывал. (Переписка с братом оборвалась, если не ошибаюсь, в середине тридцатых.)

Тем не менее, тучи сгустились над его головой еще раз. В 1948 году Суслову поступил донос, в котором Б.П.Алисова обвиняли в разглашении гостайны. (Речь шла о книге деда «Климатические области и районы СССР».)[2]

Каким-то чудом донос остался без последствий.

И вот, я с некоторым ужасом осознаю, что позорно мало знаю про своего деда. Не знаю даже, откуда вдруг взялась в 1983 году рок-группа «Алисов борис павлович».[3]

Борис Павлович Алисов с приемным сыном Колей Самойленко
Борис Павлович Алисов с приемным сыном Колей Самойленко
Б.П. Алисов — поздние фотографии
Б.П. Алисов — поздние фотографии

Сергей Павлович Алисов с самоваром
Сергей Павлович Алисов с самоваром
С.П. Алисов — скульптуры
С.П. Алисов — скульптуры

___

[1] Айхенвальд Ю.А. Последние страницы. — М., 2003, с.267 — 273.

[2] Сталин и космополитизм/Под ред. А.Н.Яковлева — М.: Материк, 2005, с.173 — 176.

[3] Алисов борис павлович

14 комментариев для “Александр А. Локшин: Богиня Кали

  1. Спасибо за публикацию, уважаемый Александр Александрович!
    А деревня Алисово в Малоархангельском уезде принадлежала семье Вашего деда?

    1. Перечитал работу А.А.Л., пересмотрел фотографии. Какая прелесть эти старые фотографии, какие ясные лица и какой cложный переплетающийся сюжет, — от Монголии до Югославии, буддийский монах, чекист Горб, Сергей Павлович Алисов с котятами и самоваром, скульптуры C.A., богиня смерти Кали. Потрясающе…

  2. Воспоминания написаны хорошо, в лаконичном локшинском стиле, но остаётся грустное впечатление, как от осколков разбитой вазы, или даже двух, если считать обоих братьев. Такая уж была эпоха, что в биографии вникать было не принято.

    1. Дима , спасибо! Фотографию Кали тебе сейчас пришлю)

  3. Какой замечательный, душевный рассказ! И ни одного лишнего слова. Не думаю, что многие из нас знают из первых рук биографию своих дедушек-бабушек. Больно на страшное время пришлась их жизнь. Думаю, немногие хотели делиться тем, что они пережили, с внуками. Тем ценнее то, что сказано о Вашем дедушке! Хочется продолжения… о маме?

    Спасибо за публикацию!

  4. Шура, I googled your name, God know why, and found that site. After reading several articles, I fully agree with the previous comments.

  5. Фокус в том -imho-, что написано компактно и захватывающе интересно, а драматизм и неожиданные повороты «держат» внимание до последнего абзаца. Не ошибусь, если добавлю: из 227 просмотревших эту работу
    Александра А. Локшина, многие ожидают продолжения.
    Автору — спасибо и наилучшие пожелания.

  6. Я тоже считаю, Александр, что Вы написали интересный очерк. Но суть не в том как написано. Суть в том, что мы очень мало знаем о своих дедах и бабушках и и не так часто пытаемся узнать больше. Вы сумели оживить фигуру деда и, если есть жизнь наверху, то ему это будет приятно.

  7. Уважаемый автор,
    Спасибо вам за публикацию: невероятно интересно.

Обсуждение закрыто.