Нервов не хватает! Делали тут хомус би т’хини. Говорю — несите нут. Принесли — фасоль. Я говорю — что вы принесли, мы же не чолнт варить будем. Десять раз объяснял, нут — это горох! Горох от фасоли отличить — ну что может быть проще?
Израильские зарисовки
Леонид Лазарь
Обнесенная высоким забором территория. Обеденный перерыв. За длинным столом — полный миньян. Десять мужчин разбились на три группы. Идет горячая дисскусия:
— … возьмите договоры русских князей: Олега Вещего, Игоря Рюриковича, или Святослава Игоревича с Византией…
— … сами летописи, имели значение юридического документа…
— … «Махабхарата», «Рамаяна»? Есть ли что-нибудь прекраснее…
— … не могу вас поддержать, хинди мой третий язык…
— … в Индии говорят на 447 различных языках, там 2000 диалектов, иногда кажется, что все они проще иврита…
— … дорогой коллега, возьмите «Повесть временных лет»…
— … в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе, что обыкновенно переводится как «Повести минувших лет»…
— … «Илиада» и «Одиссея» в переводах именно русских поэтов, самые лучшие памятники не только античности, но и русской поэзии ХIХ века. Как звучит, только вслушайтесь: «Лучше мне быть батраком на земле, чем царём между мёртвых»…
— … уникальный памятник средневековой испанской литературы «Песни о Сиде»? Я пять лет потратил на его изучение! Девять статей опубликовал в испаноязычных литературных журналах! А когда надо было прочесть доклад на конференции в Испании — послали секретаря нашей парторганизации…
— … «Эпос о Гильгамеше» — самое древнее литературное произведение в истории человечества…
— … таки самое древнее?…
— … его герой правил в шумерском городе-государстве Уруке около 5 тысяч лет назад, когда в Древнем Египте только учились строить пирамиды…
— … я защищался по Карело-финскому эпосу, «Калевала»…
— … не забудьте «Лайли и Маджнун» , лучший образец романического эпоса…
— … а мир «Беовульфа»? Мир королей и дружинников, мир пиров, битв и поединков, рекомендую читать в переводе Тихомирова…
— … Гэсэр — герой бурятского эпоса, этот небожитель, спустившийся на землю и превратившийся в человека, чтобы совершить подвиг добра, разве не шедевр?…
— … воспроизводя эпизоды из истории средневековых коми «Биармия»…
— … возьмите Осетинский эпос — сказание о легендарных богатырях древних осетин, там воплотились лучшие черты кавказских народов: мужество, героизм, благородство…
— … Данилевский полагал, что летописи, и, в частности, «Повесть временных лет», составлялись не для людей, а для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа. Я готовил доклад для международной конференции в Греции. Но читать его пришлось не мне, послали начальника нашего отдела кадров Онищенко. Так представляете, он там перепутал и вместо «Страшного суда» сказал «Верховного суда». Все хохотали, а виноватым оказался опять я, мол нечего было вводить в научный доклад исторические мистификации…
— … да вы вспомните о войнах Карла Великого, вспомните эпическое сказание французского народа — «Песнь о Роланде»…
— … об этом даже глупо спорить, читайте Гуревича, самого крупного специалиста по германской литературе…
— … откройте Костомарова, его «Русская история в жизнеописаниях её деятелей»…
Рядом, тоже идут яростные дебаты:
— … для структурирования музыкального материала на базовом уровне мышления, теория предлагает переменные ориентиры…
— … проследив вербальные и графические эквиваленты ритмических формул…
— … возьмите Яшу Хейфеца, Мишу Эльмана, Ефрема Цимбалиста, Айзека Стерна, Иехуди Менухина…
— … и что? Да, Хейфиц неплохой местечковый скрипач — не более! Натан Мильштейн на голову выше, даже на две, на три головы выше…
— … только используя квинту и октаву можно правильно построить музыкальный ряд…
— … вы имеете в виду ритм, лад, мелодию или аккордику?…
— … эта ветвь средневековой музыки была порождена идеологией и культурой европейского рыцарства…
— …. вспомните, как завораживающе там звучали: трубы, рога, свирели?…
— … как же! А флейты Пана, а волынки, а арфы?…
— … при построение пифагорейского ряда, используя вместо чистой квинты темперированную и продолжая процесс после нахождения 12-ого звука, мы снова получим нашу точку отсчета…
И в третьей компании кипят нешуточные страсти:
— … прежде всего, уважаемый, надо правильно применять цилиндрические функции Бесселя и Неймана …
— … не спорю! Но изучение производной функции — обязательно!…
— … с точки зрения Первой базовой теоремы метода рекуррентных отношений…
— … как? Ну это просто! Вводятся теоремы Ролля и Лагранжа…
— … а формула Тейлора здесь разве не применима…
— … практические приложения лапласианов с лагранжианами…
— … вводим необходимое и достаточное условие экстремума, потом вводим важные понятия градиента и Гессиана…
— … понятия свойства выпуклости и вогнутости функции….
— … интенсивное развитие топологии вещественных алгебраических многообразий…
— … не надо мне пересказывать теорию Льюиса. Первая и Вторая теоремы Вейерштрасса…
— … для вас что, Фихтенгольц не авторитет?…
— … Зельдович с Ягломом тоже были не дураки!…
— … а Трахтенброт?…
— … рассмотрим основную бифуркацию рождения предельного цикла из сложного фокуса для 3-мерных аналитических систем…
— … Штифель дал содержательную теорию отрицательных чисел, возведения в степень, различных прогрессий и других последовательностей?…
— … кто спорит, именно он впервые использовал понятия «корень» и «показатель степени»…
— … постройте пару конхоид, строфоид и эпициклоид с улитками Карно, и карточками Карно-Вейча…
— … прежде надо определить понятие поверхности уровня, и только потом рассматривать задачи на поиск экстремума…
Дисскуссии прерывает зычный голос, появившихся на пороге колоритного вида, балабуса в вязанной кипе, и его дородной супруги в покрытом косынкой парике.
— Ховейрем! Не пора ли за работу? Значит так: двое — на разгрузку бананов, трое — гниль переберать, остальные — на кухню. И не напутайте там ничего! Вроде все культурные, образованные люди, а кумин от корианда отличить не можете. Паприку с бахарат путаете. Это же только надо додуматься, вместо затара в салаты зиру положить!
— Ничего, научатся. Вспомни, когда— то и мы с тобой маракуйю от саподиллы отличить не могли. Трудно им, не просто это — всё сначала начинать. Ты ещё увидишь, какими большими людьми они будут.
— Конечно будут! Себя возвысят и Израиль восславят. Чтобы нам, нашим детям и детям наших детей было то, что я им желаю. Если бы еще «белое мясо» меньше ели… Да будет воля Твоя, чтобы милость Твоя пересилила гнев Твой, и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и отнесись к детям Своим не по всей строгости закона…
— Меньше ворчи, грех это…
— Царь Шломо, мудрейший из людей, писал в Коэлет: «… нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не согрешил бы». Нервов не хватает! Делали тут хомус би т’хини. Говорю — несите нут. Принесли — фасоль. Я говорю — что вы принесли, мы же не чолнт варить будем. Десять раз объяснял, нут — это горох! Горох от фасоли отличить — ну что может быть проще?
Действительно, что?
Примечания:
МИНЬЯН — кворум из десяти (старше 13 лет) мужчин, необходимый для религиозных церемоний.
БАЛАБУС — хозяин (идиш).
ХОВЕРИМ — друзья (идиш).
КОЭЛЕТ — книга Экклезиаста.
НУТ — «турецкий» горох употребляемый для изготовления хумуса.
ЧОЛНТ (чулнт) — традиционное субботнее блюдо из мяса, овощей, крупы и фасоли.
ХУМУС — закуска, основной компонент — нут.
ХОМУС БИ Т’ХИНИ — хумус с тхиной.
ТХИНА — сезамовая (или кунжутная) паста.
МАРАКУЙЯ, САПОДИЛЛА — плоды.
БАХАРАТ — смесь специй и пряных трав.
«БЕЛОЕ МЯСО» — свинина.
Уважаемый автор, получается, что я Вас обидел. Прошу прощения, я иногда забываю, что к тому обращению, к которому привык здесь я, другие не привыкли.
Попробую в рамках правил ведения дискуссии объяснить своё негативное восприятие Ваших зарисовок. Прежде всего они напомнили мне причитания четвертьвековой давности про «профессоров, подметающих улицы». Сегодня даже самые-самые обличители притеснения «заманутых обманом олим» такое не используют. Ну и в общем- то достаточно просто сказать, что они, Ваши зарисовки, просто не верны, что они искажают картину того, что было. Даже если Вам и попался марокканский баалбайт, говорящий на идиш, и его супруга, для верности покрывавшая парик косынкой, даже если и было, то не о том говорили свежо-приехавшие олим, вместо, (или после?) ульпана зарабатывающие добавку к корзине. Прежде всего они говорили о курсах, на которые можно записаться. Говорили о подтверждении документов. О поисках съёмной квартиры говорили, о гарантах друг другу.
А некоторые о том, можно ли купить билет только в одну сторону до Торонто, или там придётся возвращать обратный билет.
А вот фотографии Ваши действительно хорошие.
/Единственно, что не понятно, а зачем сегодня публиковать ТАКИЕ воспоминания четвертьвековой давности?/
=============
Согласен — не очень умно, 25 лет — большой срок.
Недавно читал как в 1799 г. в Палестину Наполеон вперся, Яффо с Газой завоевал.
Зачем публиковать ТАКИЕ воспоминания двухсотлетней давности?
А ведь есть, еще более глупые, которые рассуждают о том, что было во времёна библейских патриархов — 2 тысячелетия до н. э.. или совсем дураки, пишущие о семитских племенах, живших в 4-3 тысячелетии до н. э.
С этими-то, м-р Сэм, что делать?
Действительно, без нарушения правил, комментировать это — невозможно !
Комментировать эти «израильские зарисовки» без нарушения правил не могу.
Единственно, что не понятно, а зачем сегодня публиковать ТАКИЕ воспоминания четвертьвековой давности?
Очень хорошо! Недостаёт только про «ракеты-торпеды». … И печально.
Так вот, с улыбкой на устах и верой в человека и страну, и начнём день. Вместе с балабусом и его супругой поверим, что «доценты с кандидатами» и средиземноморскую кухню освоят, и реализуют себя в своих науках, и что никакие функционеры не поедут теперь читать за них лекции и доклады. Спасибо за красочную зарисовку, и особо — за фотографии!