Мириам Шавив: Сюрприз: новый министр торговли Великобритании ведёт активный еврейский образ жизни и считает Израиль «изумительной» страной. Перевод Игоря Файвушовича

Мириам Шавив

Сюрприз: новый министр торговли Великобритании ведёт активный еврейский образ жизни и считает Израиль «изумительной» страной

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Йен Ливингстон, который возродил телекоммуникационный гигант BT, назначенный премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном на неоплачиваемый министерский пост, занял место в Палате лордов

Ian Livingston (photo credit: World Economic Forum/Wikipedia Commons)

ЛОНДОН — «В верхушке Консервативной партии Великобритании есть так много евреев», — однажды язвительно заметил премьер-министр Дэвид Кэмерон, — «что она должна быть известна как партия Торы, а не партия Тори».

Своим объявлением в недавнюю среду, что Йен Ливингстон избран на пост министра торговли и инвестиций и возведён в Палату лордов, Кэмерон назначил в состав правительства, возможно, своего самого преданного еврея и, безусловно, самого откровенного сторонника Израиля, — который Ливингстон назвал «самым удивительным государством в мире».

Ливингстон, 48, является одним из наиболее заметных лидеров британского бизнеса, в большую заслугу которому ставится управление в качестве исполнительного директора телекоммуникационным гигантом BT (ранее British Telecom) в рамках глобального экономического спада. Объявление о своём уходе из этой компании, которое вступит в силу в сентябре, сразу же снизило на 400 млн. фунтов стерлингов ($618 млн) её рыночную стоимость.

В своей новой роли в качестве министра торговли, которую он займёт в декабре, Ливингстон будет способствовать торговле Великобритании на глобальном уровне и привлечению инвестиций в её экономику. Он сменит лорда Грина, рукоположенного в сан священника в англиканской Церкви, который приближается к пенсионному возрасту. Ливингстон был лично выбран для работы министром торговли Кэмероном, который сказал, что он «привнесёт свой огромный талант в жизненно важные для страны усилия по подъёму экономики».

Другие руководящие еврейские деятели в Консервативной партии включают сопредседателей: лорда Фельдмана и члена парламента Гранта Шаппа, который считает себя «в некоторой степени наблюдательной фигурой», Главного казначея Говарда Ли, члена Управления Еврейского Совета; бывшего партийного казначея, парламентария Ричарда Харрингтона и лорда Финка, ещё одного члена УЕС.

Ливингстон ведёт активную еврейскую жизнь, регулярно посещая ортодоксальную синагогу, Объединённые синагоги Borehamwood and Elstree, находящиеся в предместье Лондона. Он является известным сторонником Израиля и еврейских благотворительных организаций. В последние годы организует или выступает сам на различных мероприятиях средней школы колледжа «Явне», благотворительной организации «Призыв евреев Израиля», Организации борьбы за права человека имени Рене Кассин (лауреата Нобелевской премии мира 1968 года за разработку Всеобщей декларации прав человека — И.Ф.), еврейского бизнес-инкубатора «TraidE», а также многих других.

В октябре 2011 года в преддверии праздника Рош а-Шана, за круглым столом газеты «Еврейская хроника», Ливингстон сказал, что дома он соблюдает кошер, и что двое его детей, Алистер и Эмма «осознанно выбрали ортодоксальный иудаизм». Когда его попросили описать и классифицировать три ключевых фактора, определяющих его идентичность, он ответил: «Еврей, шотландец, мужчина».

В той же дискуссии, когда его спросили о пожелании к еврейскому Новому году, Ливингстон сказал, что надеется увидеть начало «Пути к миру для Израиля. В Израиле существует так много поводов для празднования. Это самое удивительное государство в мире, а потери или жалость к нему превращаются в нечто другое. Я не думаю, что есть очень много времени, чтобы начать следовать по этому пути, но я надеюсь, что следующий год действительно принесёт нам это».

По словам его бывшего раввина Нафтали Броуэра, в настоящее время генерального директора Фонда духовного капитала (некоммерческая организация, посвящённая воспитанию глубокого смысла и цели для ведения бизнеса — И.Ф.), «Йен — это чрезвычайно яркий парень с реальным чувством приверженности обществу в целом. Тот факт, что он оставляет BT на пике своего пребывания в должности для того, чтобы приступить к службе на благо обществу, говорит о многом.

«Он относится к своему еврейству очень серьёзно, опираясь на еврейские ценности и тексты. Председатель компании BT является чрезвычайно высокопоставленной должностью в Великобритании, но Йен и его жена Дебби — это самые скромные люди. Они — фантастические родители, большие друзья, и живут в сообществе вместе со всеми остальными. Там о них нет никаких негативных высказываний».

«Ливингстон не является сторонником «нынешнего израильского правительства», — продолжил Брауэр в ходе обсуждения с «Еврейской хроникой». «Если в Израиле есть лейбористское правительство, я ещё более счастлив. Я могу относиться к этому более эмоционально», — добавил он, но подчеркнул, что это существенно не изменило «мой подход и отношение к Израилю, не больше, чем когда я говорю, что мог бы не согласиться с действиями британского правительства в некоторых местах планеты, что делает меня менее британцем».

За время своей службы в BT Ливингстон отклонил призывы благотворительной организации «Захотите войну с бедностью!», чтобы компания ВТ отмежевалась от израильской телекоммуникационной компании «Безек», и он заявил газете «Еврейская Хроника»: «Я не получил ни одного письма по электронной почте от кого-либо из организации «Захотите войны с бедностью!», выражающего какую-либо озабоченность по поводу нашего отношения к событиям, имевшим место в Сирии, в Ливии или в другом месте. Вы задаётесь вопросом и неоднократно спрашиваете себя: «Почему это? И это — антиамериканизм? Разве это — антисемитизм? Это — антисионизм, где они рассматривают Израиль по-другому? … То есть я просто чувствую сейчас дискомфорт. Это — не личный дискомфорт. Это — некий дискомфорт, ощущаемый в обществе».

Вскоре после назначения Ливингстона на должность исполнительного директора в 2008 году, он устроил ужин для 19 израильских фирм хай-тека, которые представили свою продукцию в башне компании BT.

«Отношения с Израилем для BT благоприятны, потому что это означает — зарабатывать деньги», — рассказал он гостям. — Речь идёт не только об Израиле в качестве партнёра для инноваций, но в качестве партнёра для бизнеса».

Ливингстон, который родился в Глазго в 1964 году, уже давно считается вундеркиндом. Его мать Рода, была давним секретарём старейшей синагоги Шотландии Гарнет Хилл, в то время как его отец был уважаемым врачом до самого выхода на пенсию. В возрасте 19 лет он окончил Манчестерский университет со степенью в области экономики, и после нескольких лет работы в области бухгалтерского учёта и банковского дела, стал в свои 32 года, самым молодым в истории финансовым директором компании FTSE-100, Группы Dixons.

За свои пять лет службы в качестве исполнительного директора BT, он курировал программу сокращения, которая сказалась на падении долга компании более чем на одну пятую, а доля роста цен возросла с 75 пенсов до более чем 3 фунтов стерлингов.

С большей части своей зарплаты, зависящей от котировок акций, в прошлом году он заработал почти 10 миллионов фунтов стерлингов, о чём стало известно в прошлом месяце, но его новая должность в правительстве будет неоплачиваемой.

Другой большой страстью Ливингстона является футбольный клуб из Глазго «Селтик», где он входит в совет клуба. По словам тех, кто хорошо с ним знаком много лет, но не хотел бы быть узнан: — «Известно, что он вернулся из такой далёкой страны, как Бразилия, чтобы посмотреть матч, а затем вернуться назад».

«Если у него есть острые локти, то он их развернёт в мире бизнеса», — добавили эти люди. — В личной жизни, он большой семьянин, тихий, скромный и спокойный. Он — настоящий человек».