Яков Каунатор: Что день грядущий нам готовит…

Сравнивая события в Беларуси в августе 2020 года и события двухсотлетней давности на Сенатской площади, нашёл несколько точек соприкосновения… Ещё недавно дни казались безмятежными, наполненными покоем. Нынче просыпаюсь с тяжёлой мыслью:

Что день грядущий нам готовит…

Часть 2

Яков Каунатор

 Яков Каунатор Увертюра

«Герцен принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века. Дворяне дали России Биронов и Аракчеевых, бесчисленное количество “пьяных офицеров, забияк, картежных игроков, героев ярмарок, псарей, драчунов, секунов, серальников”, да прекраснодушных Маниловых. “И между ними, — писал Герцен, — развились люди 14 декабря, фаланга героев, выкормленных, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя… Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия.

Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудил Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями “Народной воли” Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. “Молодые штурманы будущей бури” — звал их Герцен. Но это не была еще сама буря».

Хор

— Богатыри!!! Из стали!

— Ромул и Ремом вскормлённые!

— Но узок круг, узок…

— Ну и что? Ведь разбудили, расширили!!!

— Буря!

— Пусть сильнее грянет буря!!!

Ария

Многое можно было бы рассказать о «богатырях из стали» на основании первых их допросах… Сошлюсь на документы:

«Поручик, поэт Александр Одоевский, накануне восстания провозглашавший: «Умрём, ах, как славно мы умрём!» — теперь просил допустить его в комитет для разоблачения товарищей.

Одоевский: «Дело закипит. Я наведу на корень зла. Мне это приятно. Назову даже таких, которых ни Рылеев, ни Бестужев не знают».

Показания членов тайных обществ полны взаимных разоблачений. Большинство мятежников просто были напуганы и старались спастись в надежде на милосердие государя.

Князь Волконский на первом же допросе назвал более 20 имён. Каждый допрос полковника Трубецкого прибавлял в списке заговорщиков десятки новых имён. Больше всех назвал Евгений Оболенский».

Рылеев на допросе:

«Заодно глава Северного общества сдаёт Южное. «Долгом совести и честного гражданина почитаю объявить, что около Киева в полках существует общество. Трубецкой может пояснить и назвать главных. Надо взять меры, дабы там не вспыхнуло возмущение». Через два дня Рылеев обращается лично к Николаю I. И снова требует «как можно скорее» разгромить Южное общество, на этот раз уже называя имя Павла Пес­те­ля. Взывает к милосердию и великодушию императора. Поэт-ро­ман­тик заканчивает письмо так: «Свою судьбу вручаю тебе, государь: я отец семейства».

Откуда ветром надуло?

Северное и Южное общества декабристов объединяло понимание необходимости государственного переустройства.

Вы спрашиваете, откуда пришло это понимание? Из Французской революции, из Отечественной войны 1812 года.

Надышавшись вольного воздуха Европы во время похода в Париж в 1813 году, молодые офицеры приобрели болезнь, называемую в науке ГИПЕРОКСИЕЙ. Если не по научному, то это избыток кислорода в крови. Симптомы этой болезни: помутнение сознания, шум в ушах, головокружение.

Товарищ Сталин учёл ошибки императора Александра 1 и уже в 1948 году празднование Дня Победы было отменено, этот день стал обычным рабочим днём. Через короткое время были отменены денежные надбавки за боевые награды тем, кто «мы пол-Европы, пол-Европы прошагали…» Это было унижение тех, кто спас страну. Но Сталин быстро излечил воевавший народ от гипероксии…

Разделял же оба общества способ достижения цели, то есть переустройства государства.

Программа Никиты Муравьёва предполагала установление Конституционной монархии.

«Русская Правда» Пестеля была более жёсткой. Вернее, более жестокой и кровавой. Пестель требовал уничтожения монархии, не просто уничтожения монарха, но убийства всей царской семьи.

Пестель:

«Да, я — убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия. Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом… Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции».

«Пестель начал разговор, как обычно, с азбуки в политике, преступлении и действии; затем ввел меня в свою республику. Наконец, приступил к заговору о совершении невероятного покушения».

— «Давайте — мне говорит — считать жертвы». И руку свою сжал, чтобы производить счет ужасный сей по пальцам.

«Видя Пестеля перед собой, я стал называть, а он считать. Дойдя до женского пола, он остановил меня, говоря:

— Знаете ли, что это дело ужасное?

— Я не менее вас в этом уверен…

«Сейчас же после сего опять та же рука стала передо мной. И ужасное число было тринадцать.

«Наконец, остановившись, он, видя мое молчание, говорит так:

— Но этому и конца не будет, ибо также должно будет покуситься и на особ фамилии, в иностранных краях находящихся.

И была ещё одна примечательная особенность в «Русской Правде» Пестеля.

«#3. Аристокрация богатств

… Отличительная черта нынешнего столетия ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрациею, вовремя коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной, ибо сия последняя общим мнением всегда потрясна быть может и, следовательно, некоторым образом от общего мнения зависит, между тем как аристокрация богатств, владея богатствами, находит в них орудия для своих видов, протаву коих общее мнение совершенно бессильно и посредством коих она приводит весь народ, как уже сказано, в совершенную от себя за висимость. А потому обязано всякое благомыслящее правительство не только такового распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать, дабы таковые сословия отдельным от массы народной составлением сами собой бы не устанавливались и не образовывались; а тем более обязано их уничтожать, ежели они где-либо существуют».

На время отвлечёмся от содержания и обратим внимание на форму повествования. Для сравнения из А.С. Пушкина:

«Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу» — ворчал он про себя — «кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги, и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!» (“Капитанская дочка”)

Делайте вывод, господа.

Чтобы представить себе, что произошло бы в России в случае победы декабристов, вовсе не надо обладать большим воображением. Победа декабристов знаменовалась бы началом гражданской войны. Я напомню о разногласиях, которые их разделяли. Понимаю, понимаю. В истории нет сослагательного наклонения, «если бы, да кабы»…

«Ни Пестель, ни Сергей Муравьев-Апостол на следствии не распространялись на тему взаимной ненависти и смертельной вражды. В показаниях Пестеля практически не звучит и тема борьбы лично с Трубецким».

Чем привлекательны были Ленину декабристы?

1. Тайные общества. Чем-то бесовским веяло от этого словосочетания. И сразу вспомнился Фёдор Михайлович Достоевский, роман «Бесы».

Пестель ни в чем не раскаивался и ни о чем не жалел.

Так оно и было. Он решил играть до конца. Своих планов на случай ареста он никогда от товарищей не скрывал; говорил, что тут же выдаст всех. И чем больше будет репрессий, тем лучше. Расчет был на то, что «будут новые герои, встанут новые бойцы», что посеянные им и его товарищами идеи дадут новые всходы.»

2. Исполнили Заговор. Было в этом что-то архи-ррреволюционное.

3. И наконец, идея цареубийства. Всех, включая представителей царского дома женского пола и детей.

Либеральные идеи декабристов начали давать всходы во второй половине 19 века. Разночинцы, народовольцы, первые марксисты, меньшевики, эсеры, большевики… Названий много. Среди многоликости и разнообразия находится одна eдинственная общность: стремление к государственному переустройству.

Социалистические идеи, идеи либерализма возникли много раньше, чем в умах декабристов. Но то были фантазии, размышления на тему. Восстание дакабристов явилось одной из первых попыток реализации этих идей в жизнь. подчёркиваю: не первой, но одной из первых.

Либеральные идеи привлекательны, как привлекателен гриб мухомор. Кто будет отрицать, что гриб хорош, красив? Вот только одно губительное свойство у него — ядовит.

Идеи, «посеянные» декабристами, стали давать всходы на всех широтах и долготах. Если же говорить о временных рамках, то проросли эти входы уже в 21 веке. Вы не поверите! Они проросли в оплоте мирового империализма — в США!

Собственно, почему не поверите? Мы же убедились, что идеи либерализма притягательны. Мало ли в «оплоте империализма» униженных и оскорблённых, жаждущих справедливости? Жаждущих отмены крепостного права, а самое главное — жаждущих компенсацию за бесцельно прожитые годы в рабстве…

Вернёмся к нашей увертюре в первой части. Дорогие критики-скептики! Помогите найти самое главное отличие графа Бенкендорфа от декабристов.

Думайте, думайте, господа!

Подсказываю: Александр Бенкендорф был человеком поступка, действия.

Декабристы были пустословами, пустозвонами.

В день восстания один из руководителей, Кондратий Рылеев, явился на Сенатскую площадь лишь к вечеру. Князь Трубецкой, провозглашённый накануне диктатором, то есть, руководителем восстания, не явился вовсе. Именно он Должен был вручить требования восставших Государственному Совету. Вручать было нечего по причине отсутствия «диктатора».

Во все времена, на всех широтах либеральные идеи у разных народов, в разных странах имеют обязательное тождество:

  • Лицемерие;
  • Пустозвонство;
  • Стайный инстинкт.

И самое главное: реализация либеральных идей сопровождается ОБЯЗАТЕЛЬНО:

  • массовым террором;
  • установлением единоличной властной диктатуры («тому в истории мы тьму примеров знаем…»

Приложения:

  • На фоне её выступления — сценка из жизни Сан -Франциско. Итог восьмилетнего правления видного либерала Обамы.

  • Стайный инстинкт, свойственный всем либеральным движениям:

Два человека погибли и один ранен после стрельбы в американском городе Кеноша на фоне протестов. Подозреваемый арестован.

Video: Black Lives Matter Attacks Elderly Drivers, Bashes In The Skull Of Man Who Comes To Their Rescue.

  • террор, развязанный подконтрольными либералам-демократам молодёжными движениями:

P.S. Сравнивая события в Беларуси в августе 2020 года и события двухсотлетней давности на Сенатской площади, нашёл несколько точек соприкосновения:

  • «междуцарствие»: В Беларуси образовалось нечто подобное междуцарствию. Полномочия одного президента закончились После выборов народ напрочь отказался присягать «новому» «предыдущему» президенту и вышел на улицы;
  • как пел Высоцкий, «Им вождя недоставало. Настоящих буйных мало вот и нету вожаков!» За 26 лет диктатуры Алехандро Лукальенде (Вспомните его с автоматом))) В Беларуси не сложилось никакой оппозиции… Пустословы…

Ещё недавно, несколько лет назад дни казались безмятежными, наполненными покоем и беззаботностью.

Нынче просыпаюсь с тяжёлой мыслью:

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ МНЕ ГОТОВИТ…

4 комментария для “Яков Каунатор: Что день грядущий нам готовит…

  1. В свое время наш уважаемый коллега, Б.Ф.Гулько, провел смелую параллель между картиной «Свобода на баррикадах» и легендарным музыкальным фестивалем в Нью-Хэмпшире, в Вудстоке. Временна́я дистанция в добрых полтора века его не смутила, как и то обстоятельство, что мятеж в Париже в 1830 был, вообще-то, направлен против Бурбонов.

    Данное произведение — метафора Б.Ф.Гулько, только развернутая вширь, но имеющая столь же отдаленную связь с действительностью.

    Возможно, чувства, переполняющие автора, можно было бы выразить и не опираясь на высосанный из пальца «исторический фундамент»?

  2. «просыпаюсь с тяжёлой мыслью»…
    Но не с этой, а «знать бы в 95, что из огня да в полымя».
    Так сегодня — да сбудется надежда на гмар хатима това.

  3. «Самые первые идеологи либерализма, также были полноценными сторонниками конституционной монархии, взамен ее полной отмены (За полную отмену монархии в большей степени ратовали именно представители более радикального на тот момент времени социального либерализма).»https://wiki2.org/ru/Либерализм

    Один из самых видных русских либералов Николай Гаврилович Чернышевский не был террористом. Он лишь подливал керосин в огонь.
    Его призыв «К топору зовите Русь!» был услышан народовольцами, а дальше — по восходящей.

  4. Автор проводит мысль, что где либерализм там террор. Но разве декабристы были либералы? Пестель точно не либерал. Он бы просто обиделся, если бы вы его так назвали. Разве беспорядки в США организовали либералы? Террор там, где подавление свободы, собственно для этого террор всегда и создаётся. У либералов просто по определению не органов и программ для террора, если, конечно, не записывать в либералы кого попало от балды. Есть аксиома, которую легко запомнить, если организация применяет террор, то они не либералы по определению.

Обсуждение закрыто.