Аркадий Гайсинский: Еврейское казачество

Положенное в название этой статьи словосочетание евреи воспринимают как ироничный синонимом того, чего не может быть: казаки и евреи — вещи несовместные. Но оказывается, что еврейское казачество — реальный исторический факт.

Еврейское казачество

Аркадий Гайсинский

 Аркадий Гайсинский Не будем ханжами: факт избрания еврея Президентом Украины — событие неординарное. Я подчёркиваю — избрание, поскольку только в избрании президента участвует (имеет право участвовать) всё население страны; выборность прочих должностных лиц уже носит ограниченный различными рамками характер.

Как же украинцы дошли до жизни такой: не Порошенко, не Тимошенко, а Зеленский? Я, не будучи политиком, не могу убедительно ответить на этот сложный вопрос, потому что:

«Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло». (Уинстон Черчиль).

Я же хочу вернуться в прошлое и напомнить украинцам, а некоторых (таких, наверное, большинство) и удивить тем, что их предки уже в далёкой древности имели опыт тесного общения с евреями и что это общение привело к образованию государства Поднепровская Русь, которую ныне называют Киевской.

Разумеется, выводы, с которыми предстоит ознакомиться читателю, сделаны гараздо ранее и без какой бы то ни было связи с избранием нового президента Украины.

Положенное в название этой статьи словосочетание евреи воспринимают как ироничный синонимом того, чего не может быть: казаки и евреи — вещи несовместные.

Но оказывается, что еврейское казачество — реальный исторический факт. В архиве Запорожской сечи историк Саул Боровой обнаружил большое число документов, написанных на иврите, а также на украинском языке в ивритской буквенной транскрипции:

«Важным итогом работы С. Я. Борового было доказательство значительного участия евреев в военной деятельности казаков Запорожской Сечи. В некоторых случаях украинские евреи выступали как самостоятельные военные еврейско— казацкие отряды»[1].

Вот только несколько фактов участия евреев в деятельности Запорожского казачества:

  • во время восстания казацкого гетмана Северина Наливайка в его войске служило 11 евреев. Раввин Иоэль Сиркес засвидетельствовал геройскую смерть «рыцаря Берахи», сына еврейского мученика Аарона из города Тышовец. Сражаясь вместе с козаками, Бераха был исколот и изрублен вражескими секирами — бердышами. Казаки потом ещё долго сожалели о его гибели;
  • в 1638 г. гетманом реестрового казачества стал Ильяш Караимович, прозвище которого говорит само за себя. Также еврейское происхождение имели гетман Марк Жмайло, гетман Мойшернинц, полковники Мойсей Писарок и Цецюра Семрок;
  • многие, затем ставшие известными еврейские роды, начиная с 80-х годов 17 в. и до времени правления гетмана Мазепы, связали свою жизнь с казачеством: Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи;
  • в антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко;
  • когда гетман Дорошенко был отправлен в ссылку с ним в добровольную ссылку отправился врач еврей;
  • исследования казацких «Реестров» показывают наличие среди казаков значительной доли евреев: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки.

Возникает стандартный для истории вопрос: когда и почему евреи стали частью запорожских казаков?

Понятно, что ответ на первую часть вопроса привязывают ко времени образования запорожского казачества. Считается, что история казаков достаточно хорошо известна. Расходясь в деталях, все авторы, касавшиеся этой темы, соглашаются с тем, что суть казачества — вольница, то есть основой казаков стали те из населения Большой и Малой Руси, кто по разным причинам не хотели или не могли жить в зависимости то ли от государственных структур, то ли от власть в этих структурах придержащих. Они уходили на свободные земли — туда, где давление на них со стороны государства было крайне затруднительно, но где были естественные условия для нормального существования. Такие земли распологались в нижнем течение Днепра, на Азовском побережье, в долинах Дона и Кубани, Терека, а начало их заселения относят во времени не ранее 15в. Переселенцев стали впоследствии называть казаками.

2

Появления евреев в казацкой среде объясняют причинами, аналогичными тем, которые привели к появлению казачества:

«Мы очень недостаточно знаем социальную структуру польско-украинского еврейства рассматриваемого периода. Официальные акты и раввинские респонсы (наши основные источники) отразили весьма полно жизнь и быт верхов еврейского общества: духовенства, купцов и, главное, арендаторов. О мелких торговцах и ремесленниках у нас уже совсем мало сведений, и мы почти ничего не знаем о жизни низов еврейского общества, о тех деклассированных элементах, которые не нашли себе места в иерархически построенном еврейском социальном организме

… Суровая конкуренция выталкивает многих за узкие пределы традиционного еврейского социального быта. Они не находят себе применения в ограниченной среде обычных еврейских промыслов и дел… Вытолкнутые в результате экономической борьбы за пределы еврейского общества, они часто втягиваются в нееврейский социальный быт; находят себе применение в совсем не «еврейских делах». Для многих такой путь к необычной в еврейской среде лежит через крещение, другие же, порвав связи с кагальным обществом, сохраняют все еще свои внешние связи с еврейством»[2].

Вышесказанное объясняет: когда и почему евреи оказались в рядах запорожских казаков, образовав «еврейское казачество». Уточняю, что приведенные цитаты взяты из статьи Саула Борового «Евреи в Запорожской Сечи. (По материалам сечевого архива)», опубликованной в 1934г. Её фактологическая часть содержательна и интересна, но нужно понимать, что выводы об участии евреев в Запорожской Сечи не могли в те времена выходить за рамки основного постулата марксизма-ленинизма: учения о классовой борьбе. И всё же Саул Боровой дополняет свои свой вывод:

«Среди еврейского купечества польских и украинских земель было много отважных и предприимчивых людей. Они занимались иногда опасными, в особенности для них, как евреев, предприятиями, торгуя как маркитанты в войсковых обозах и армейских лагерях. Там они встречались не только с польскими «жолнерами», но и с украинскими казаками, в том числе и с запорожцами, принимавшими в ту эпоху деятельное участие во всех главнейших польских военных предприятиях (напр., московский поход 1610г.). Здесь могли завязаться первые торговые связи, мог установиться некоторый контакт; здесь, наконец, они могли услышать некоторые подробности о мало доступных и мало известных землях за Днепром с их большими природными богатствами, о том весьма выгодном, но и очень опасном рынке, который представляла собой Запорожская сечь»[3].

Называя причиной сближения евреев с запорожскими казаками также и торговые отношения, С. Боровой недалёк от истины, но лишь с той важной и существенной оговоркой, что таковые отношения имели место гараздо ранее, чем принято считать.

3

В истории европейской еврейской диаспоры имеется очень важный факт, без учёта которого не может быть в полной мере понята не только история европейских евреев, но и народов Европы. Ввиду имеется еврейская торгово-купеческая организации, известная под именем «Радания» — соответсвенно, участвующих в её деятельности называли «раданиты».

О раданитах исторические источники упоминают очень мало; наиболее хорошо известное и наиболее часто цитируемое — в «Книге путей и стран», самом раннем из сохранившихся до наших дней арабских географических трактатов, составленным в IX веке начальником почт северной Персии ибн Хордадбехом:

«Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции на Западном море, направляются к Фарме…. На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран…»[4].

Из приведенного следует, что организация «Радания» была хорошо известна уже в середине 9в. и, следовательно, образовалось гараздо ранее этого времени.

Интерес, проявляемый историками к раданитам ограничивался упомянутой скудостью о них сведений, из чего был сделан вывод и об ограниченности влияния раданитов на жизнь современных им государств. Однако, при более внимательном обращении к их деятельности оказывается, что она была гараздо более весомой, чем представляется, а роль раданитов в истории Восточной Европы в некоторых случаях можно считать определяющей.

Одним из первых российских историков, понявших это, был Лев Гумилёв, имевший свою по сути верную, но окрашенную личными предпочтениями точку зрения на деятельность раданитов:

«Рахдонитами называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой»[5].

Но что такое монополия вообще? Прежде всего, хозяйственная или торговая организация, полностью контролирующая в той отрасли, где она действует, цены на товары и услуги. Итак, если раданиты было монополистами, то представим себе:

  1. Какой она (монополия) была по масштабам, если держала в своих руках «львиную долю» торговых операций между двумя континентами — Европой и Азией.
  2. Какую массу вопросов и проблем приходилось решать: поиски новых торговых путей и рынков, создание базовых посёлков, обустройство остановок (станций), включая строительство помещений для отдыха людей и животных, содержание дорог, волоков, источников воды.
  3. Какой чёткой и разветвлённой должна была быть система управления, чтобы обеспечить такой размах деятельности.

Так что, возвращаясь к этимологии слова «радания», его можно и следует объяснить, исходя из самой сути существования монополии в Раннем Средневековье — впрочем, и в наше время смысл этого слова остался тем же: господство немногих, диктат в границах их деятельности. На иврите «родан» — неограниченный властитель, диктатор и такое объяснение происхождения слова «радания (раданиты)» представляется убедительным.

Факт существования монополии заставляет нас обратиться и к другой стороне её деятельности — военной. Монополия как организация нуждалась в:

  • охране торговых караванов во время их движения;
  • охране постоянных баз и пунктов отдыха, наиболее опасных (с точки зрения нападения) участков пути, волоков;
  • разведке новых караванных троп и дорог т. д.

И это лишь то, что касается сухопутной торговли. А где морская? Морские торговые караваны должны были охраняться также, как и сухопутные — ведь пиратство в те времена было таким же естественным способом существования, как и разбой на суше. И коль скоро мы говорим о значительной по своим масштабам еврейской торговой организации, то должны понимать, что её существование было бы невозможно без такой же значительной или даже превосходящей её организации военной, обеспечивающей торговую деятельность еврейских купцов.

4

Греческий историк Лев Диакон — современник «Балканского» похода русского князя Святослава Игоревича неоднократно и не случайно именует его катархонтом (князем) тавроскифов, а дружину — или росами, или тавроскифами[6]. Под Тавридой же, что хорошо известно, и в древние времена, и в наши дни понимались земли Северного Причерноморья. Для византийского историка понятия «рос» и «тавроскиф» — синонимы; он, что явственно следует из его рассказа, связывает и Святослава, и его отца Игоря с Боспором Киммерийским (сюда возвращались корабли росов после морских походов).

Упоминает русов в книге «Природа сельджуков» Тахир ал— Марвази Шараф аз-Заман:

«… И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское (Каспийское) море…. Храбрость и мужество их хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества»[7].

Здесь нет указания на место проживание русов, но подчёркивается их тесная связь с морем («плавают на кораблях в Хазарское море»).

У ибн Русте:

«Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают».

О том, что древние росы жили на берегу моря свидетельствует и арабский географ 10в. Ибн Мискавейх, описавший один из походов русов:

«Они (русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербайджана и Армении и втекающей в это море»[8].

Из приведенного следует, что древние русы были тесно и постоянно связаны с морем, а это никак не «стыкуется» с расположением Киевской Руси в глубине материка.

5

Но почему мы обратились к русам? А вот почему:

Евреи были богатыми и (что не менее важно) — постоянными заказчиками охранных и военных услуг своего «бизнеса» и такие услуги оказывали им таврические русы. Они были близкими соседями — росы и евреи, потомки тех ассирийских и вавилонских изгнанников, кто после многовековых скитаний обосновались на землях Северного Причерноморья и Предкавказья (ставших впоследствии территорией Хазарского каганата).

«Обнаружены еврейские надписи на греческом языке из Пантикапея (современная Керчь); наиболее древние из них исследователи относят к 4 в. до н. э.; в достоверно датируемой (81 г. до н. э.) надписи сообщается, что еврейка, по имени Хреста, отпускает на свободу раба Ираклия, обязывая его регулярно посещать синагогу»[9]

Найденные в Крыму и на Тамани хорошо сохранившиеся мраморные надгробия бесспорно принадлежащие евреям, датируются началом I в., что говорит и о более раннем их здесь присутствии.

Русы за военно-охранные услуги получали, очевидно, в начале договорную плату, а затем и твёрдый процент от прибылей, превративший воинов-русов из наёмников в равноправных партнёров купцов, то есть речь должна идти о торгово-военном союзе между евреями и русами. Подтверждение этому предположению находим у ал-Масуди (10в.):

«Русы — многочисленные народы, обладающие различными разрядами. Среди них некий разряд, называемый ал-радания, они наиболее многочисленны и ходят по торговым делам в страну Андалус, в Рум, в Кустантию и к хазарам»[10].

Это сообщение, в котором евреи-радания объявляются одним из «разрядов»[11] русов, считают противоречивым, но на самом деле никакого противоречия здесь нет: речь идёт о совместной деятельности евреев и русов в рамках единой торговой организации.

6

Нам известно, что торговое подразделение (разряд) монополии называлось «радания». Но, оказывается, сохранилось название и его военной части — об этом также сообщает ал-Масуди:

«Город румов, известный как Масна, который препятствует тем кораблям кузакана и других русских разрядов, которые прибывают в это море. Византийцы называют их «русия»[12].

Академиик российской истории Борис Рыбаков, пытаясь понять этимологию определения «кузакана», предлагает считать его родственным слову «киевляне», но согласимся с тем, что подобное толкование надумано. А вот для еврейских купцов-раданитов, это слово имело вполне конкретное и осмысленное объяснение, потому что на их языке «хазак» — значит «сильный». Множественное число от «хазак» — «хазаким»(«казаким»): так называли еврейские купцы своих компаньёнов, представлявших «силовую» часть росско— еврейского союза — ведь и сейчас те подразделения, которые защищают и охраняют интересы государства называют «силовыми». Так что «кузакана — это «казаким», а именно: переданное арабским автором название одного из тех «разрядов» (подразделений) торгово-военного союза, который известен грекам как «русия».

«Хазаким», конечно же, (вопреки сообщению ал-Масуди) превосходили «раданитов» численностью: понятно, что для достижения торговым караваном своей цели требовалось больше воинов, чем купцов, хотя очевидно также и то, что в случае необходимости купцы брались за оружие.

На самом деле «на виду» у тех народов, с которыми велись торговые операции, были росы, предшествующие купцам, находившиеся с купцами и остававшиеся в узловых точках караванных путей «после» купцов. Поэтому этноним «росы» имел и иное значение: торговый союз евреев с росами.

Тому же, что под «росами» подразумевалась и организация, имеется ещё одно доказательство — оно в сообщении Идриси:

«Шумен — многолюдный город, в котором есть русская контора. Это цветущий город, в нём многолюдные базары и изобилие природных богатств. Он расположен на горе»[13].

В данном случае «русская» — не этноним, а указатель принадлежность к торговой организации, и Масуди не сомневался, что будет понят правильно.

Истина, как известно, часто лежит посередине и в данном случае она в том, что означенная торговая организация была двуэтнической и состояла из двух основных подразделений («разрядов»):

  • торгового, представленного еврейскими купцами;
  • военно-охранного, представленного воинами-русами.

Главным, определяющим экономическую политику союза и его прибыльность, было, понятно, первое подразделение, но обеспечивало его деятельность — подразделение второе. Согласованные действия обоих подразделений обусловили распространение влияния торгово-военного союза до масштабов межконтинентальной монополии, которая была по вышеизложенным причинам известна в современном ей мире под разными названиями: «Радания», «Русь», «Радания— Русь».

7

Даже если бы не сохранились сведения о том, что в казацкой среде было много евреев, то, зная о тесном сотрудничестве уже в Раннем Средневековье между еврейскими купцами-раданитами и воинами-русами, известными как казаки, следует искать свидетельства их взаимодействия вплоть до конца существования Запорожской сечи.

Несомненно, что и среди евреев были такие, кого военные опасности влекли гараздо более, чем занятия торговлей. При этом они могли реализовать свои устремления, не ища им применения «на стороне», но с пользой для общего дела, вступив в разряд «кузакана» — казаков. Эта часть евреев более контактировала с росами, чем с соплеменниками, что, конечно же, сказалось на особенностях их быта и мировоззрения..

Из-за мусульманских завований, перерезавших основные купеческие пути между западом и востоком, торгово— военнный союз раданитов и росов к середине 10в. прекратил своё существование. По этой причине часть евреев мигрировала из Восточной Европы в Центральную и организовали там новый торговый союз — Ганзейский.[14]

Для росов вопрос о переселении не стоял, хотя, как известно, князь Святослав Игоревич намеревался сделать «своей землёй» территории в нижнем течении Дуная.

«В год 969. Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Распространение и укрепление в казацкой среде христианства привело к ухудшению отношений между евреями и казаками вплоть до полного разрыва; те же из евреев, кто связали или хотели связать свою жизнь с казаками должны были изменить вероисповедание.

Вот откуда пошло «еврейское казачество»: его история связана с историей Украины и началась гораздо ранее 15 в.

___

[1] Википедия.

[2] С. Я. Боровой. Евреи в Запорожской сечи.(По материалам сечевого архива) | Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины» Исторический сборник» (Ленинград, 1934, т. 1, с. 141-190).

[2] Там же.

[3] Там же.

[4]П. Г. Булгаков. Книга путей и государств Ибн-Хордадбеха. Палестинский сборник. Л.1958. вып.3/66, сс.127-136.

[5] Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. Мысль М.1989. с.127.

[6] В истории Льва Диакона русские названы скифами 63 раза, росами — 24, тавроскифами — 21 и таврами — 9. Там же. Комметарии. с.182.

[7] А. П. Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси 6-11вв. М.1965. с.400.

[8] Цит по. Л. Н. Гумилёв. От Руси до России. М. Ди-Дик. с.365.

[9] КЕЭ, том 8, кол.1170-1187

[10] цит. Б. А Рыбаков. Киевские княжества… с.346.

[11] Разряд-определение организационное, а не этническое.

[12] цит. Б. А Рыбаков. Киевские княжества… с.346.

[13] Цит. по Б. Рыбаков. Ук. соч. с.180.

[14] «Ганаз» в иврите— «сокровищница».

6 комментариев к «Аркадий Гайсинский: Еврейское казачество»

  1. Пишет в комментариях Сэм:
    8 мая 2019 at 9:33
    «в 1638 г. гетманом реестрового казачества стал Ильяш Караимович, прозвище которого говорит само за себя»
    Ни о чём это не говорит.
    Караимы — не евреи, евреями себя не считали, и, главное, — их не считали евреями нацысты.
    P.S.
    Надеюсь, что этим своим постом никаких правил сайта я не нарушил.
    ———
    Караимы — евреи, очень древние евреи, но не талмудисты. Они отрицают любые толкования Торы. Поэтому, кстати Борис Дынин полушутя назвал Тартаковского «караимом». Они «отмазались» от нацистов одним письмом (кажется, его автор знаменитый Фиркович): что они прибыли в Крым до распятия Христа и поэтому не несут ответственности за его казнь (!!!)

    1. Ася, дело было совсем не в одном письме.
      Но Вы, приведя мною написанное, не опровергли то, что я написал:
      Пока евреями было быть не выгодно или даже опасно, они от евреев всячески старались обособиться.
      Теперь — наоборот.
      И если бы они одни!!!

  2. В истории европейской еврейской диаспоры имеется очень важный факт, без учёта которого не может быть в полной мере понята не только история европейских евреев, но и народов Европы. Ввиду имеется еврейская торгово-купеческая организации, известная под именем «Радания» — соответсвенно, участвующих в её деятельности называли «раданиты».
    ————————
    Увы, самая интересная часть статьи в комментариях осталась за скобками. Рабинович и Зеленский — это только повод, вступление. к теме. Самое интересное в предыдущем абзаце. — о роли Радания в мировой истории. О раданитах пишут мало, при том что сохранились интересные и довольно подробные документы.

    Происхождение слово РАДАНИЯ якобы неизвестно. Лев Гумилев перевел его почему то с персидского  — якобы это “знающие пути”. Хотя это скорее подходит к проводникам. Здесь же перед нами мощная военно- торговая организация. Торговые пути — это не просто купи-продай. Это и транспорт, включая оснащенные оружием суда, и военная защита. То есть, это самая передовая на тот момент организация, снаряжение, логистика. В то время как в древнееврейском РАДАН — это властитель, диктатор — что-то в таком значении. Мне пришло в голову, что и название военной организации древней Руси “Орда” могло произойти от Радания. Скажите это Фоменко с Носовским (они любят использовать название “Русь-Орда”— их хватит удар. Упоминания евреев они избегают всеми силами. Даже Крымское поселение Чуфут Кале, что называется Еврейская крепость, они упорно переводят как “Крепость”. Просто безымянная крепость. В то же время мы знаем что у хазар была мощная армия, неоднократно спасавшая северные территории от нашествий.
    А “Русь” возникла тоже как военно-торговая организация (с базой в Тамани). Сначала они были конкурирующие. А потом, похоже, слились. Вот и стали Русь-Радания. Одним из доказательств может быть что ставка Орды-Базара (Сарай) находилась в степях Хазарии, недалеко от нынешней Астрахани. А это, уже, как говорится совсем другая история. Всемирная история.

  3. «в 1638 г. гетманом реестрового казачества стал Ильяш Караимович, прозвище которого говорит само за себя»
    Ни о чём это не говорит.
    Караимы — не евреи, евреями себя не считали, и, главное, — их не считали евреями нацысты.
    P.S.
    Надеюсь, что этим своим постом никаких правил сайта я не нарушил.

  4. “во время восстания казацкого гетмана Северина Наливайка в его войске служило 11 евреев… Возникает стандартный для истории вопрос: когда и почему евреи стали частью запорожских казаков?…” — Возможно, когда Янкель помог Тарасу Бульбе наблюдать казнь Остапа? — — Однако, оставим это историкам и не будем ханжами – факт избрания еврея Президентом Украины — таки событие. Неординарное? Может быть. Но украинцы дошли до жизни такой не сегодня: Порошенко отличается от Зеленского тем, что В.З. — как бы — еврей по Галахе, а П.П.– по папе.
    Не будучи политиком и не зная подробностей, не могу об’яснить это весьма сложное и нестандартное событие.

    1. Ничего странного здесь нет. Антисемитизм в/на Украине был экономическим: евреи были арендаторами, субарендаторами, субсубарендаторами (см. «Историю евреев» Пола Джонсона) польских магнатов, так что противоречие «крестьянин — феодал» приняло религиозный характер «православный — иудей/католик», откуда и убийства евреев во времена Хмельничины Колиивщины . После разделов Польши ситуация в землевалдении изменилась, потому восстание Кармалюка, этого «украинского Робин Гуда» не только не имели антисемитского и антипольского характера, но и опиралось во многом на поддержку еврейской и польской голытьбы. Сегодняшняя Украина при всей ее коррупции и прочих «прелестей» постсоветских государств — худо-бедно демократическая стран без государственого антисемитизма, более того, из всех опрошенных народов только 4% (!!!) украинцев не захотели иметь евреев как членов своей семьи, что в разы ниже всех остальных. Вот потому-то в «нацистской Украине» выбрали еврея Зеленского, а на предыдущих выборах Рабинович получил раза в два больше голосов, чем националисты вместе взятые.

Обсуждение закрыто.