Анатолий Зелигер: Сказки

А потом в городах и поселках Англии из дома в дом передавалось известие о том, что в городе Донкастер живет бесстрашная женщина по имени Дороти, которая посмела сказать “Нет”.

Сказки

Анатолий Зелигер

СКАЗКА О СТАРОЙ ВОРОНЕ ЛЕОРЕ И ЕЕ ГЕРОИЧЕСКОМ СЫНЕ МАВАКЕ

Когда-то на дубовую рощу налетел ураган и вырвал из ствола могучего дуба толстую ветвь, которая росла под самой вершиной. Прошло несколько лет. Рана, нанесенная дереву, превратилась в дупло. В нем поселилась старая ворона Леора. Леоре было уютно в этом гнезде, но очень, очень скучно. Ужасно скучно, потому что она была… одинока. Муж давно улетел далеко-далеко и больше не появлялся. Дети выросли, разлетелись в разные стороны и в дали от этих мест создали свои семьи. “Так что же мне теперь — жить одной-одинешенькой до конца своих дней? — грустно думала Леора. — Не с кем посудачить о том о сем, погрустить за компанию. А если заболею, кто поможет?!”

Леора изо всех сил старалась снести яйцо, чтобы из него вылупился сын или дочка. Но сколько ни старалась, яйцо не появлялось: уж больно стара она была…

Леора знала, что в гнезде соседнего дерева ее знакомая ворона Анжелика снесла яица и собирается высиживать птенцов. Она подлетела к гнезду Анжелики и сказала ей: “Послушай моя милая, хорошая, у тебя целых пять яиц, а у меня, одинокой старухи нет ни одного Будь щедрой и доброй, подари мне одно!”. Анжелика пожалела Леору и подарила ей яйцо.

Бережно и старательно высиживала Леора яйцо, а когда из него вылупился вороненок назвала его Мавак, что на вороньем языке означало герой. Кормила его самым вкусным и полезным. И Мавак на самом деле вырос героем. Он доказал это в бою с подлой и жестокой кошкой Пахдуньей. Эту черно-рыжую кошку ненавидели все вороны в округе.

Она высматривала старых беспомощных птиц, подкрадывалась к их гнездам и — цап-царап…

Пахдунья давно наблюдала за Леорой и, наконец, решила, что ее время пришло. Она стала карабкаться по стволу и, прыгая с ветки на ветку, приближаться к заветному гнезду. Но тут ее поджидал Мавак. Он смело кинулся в атаку и стал клевать злодейку то в голову, то в туловище. Отскакивал в сторону и — снова нападал. Пахдунья завизжала от боли и страха, сползла с дерева и убежала, не разбирая дороги. Вскоре слетелась целая стая ворон и стала поздравлять Мавака с победой. И тут вдруг раздался голос Анжелики:

— Это мой сын, потому что он вылупился из моего яйца. Пусть он живет со мной!

— Нет! — крикнула в ответ Лиора. — Он мой, мой сын!

И тогда в спор вступил мудрый седой Пион: “Не та мать, что снесла яйцо, а та, что высидела его, выкормила птенца и вырастила его”.

— Правильно, правильно! — закричали все вороны.

И стали по-прежнему жить-поживать старая ворона Леора и ее героический сын Мавак.

А подлая кошка Пахдунья и близко не приближалась к древнему дубу: так напугал ее бесстрашный Мавак.

СКАЗКА О ДОРОТИ, КОТОРАЯ СКАЗАЛА “НЕТ”

Я хочу вам, дети, рассказать о милой улыбчивой толстушке по имени Дороти. Она заведовала всего-то небольшой библиотечкой на окраине английского города Донкастер. И вот вдруг, совершенно неожиданно для себя, стала королевой Соединенного Королевства — так называют Англию в торжественных случаях.

Дороти очень нравилась ее работа. Она радовалась каждому дню своей беззаботной жизни и, когда она задумывалась о своем будущем, то виделся ей светлый и прямой путь.

Но внезапно произошло то, что можно сравнить со взрывом большой бомбы или землетрясением. И здание ее жизни, как подкошенное, рухнуло на землю и рассыпалось на куски. К ней пришли люди в черных масках — тайные хозяева Англии. Это были те, о которых англичане говорят только шепотом. Это были те, кого англичане боятся, как пожара, и, встретив которых, бледнеют от страха.

И сказали Дороти эти страшные люди:

— К тебе в библиотеку ходит человек, который не сделал англичанам ничего плохого. Однако нам он ненавистен, и мы желаем стереть его с лица земли. Вот тебе пистолет, заряженный отравой. Когда этот человек придет в библиотеку, выстрели в него.

А Дороти, милая улыбчатая толстушка Дороти, взяла да и сказала им:

— Нет.

Хозяева Англии были поражены и уязвлены. До этого ни один человек в Англии не смел сказать им “Нет”.

— А знаешь ли ты, глупая Дороти, — закричали они, — что в нашей стране все, все говорят нам только “Да”. А знаешь ли ты, дерзкая Дороти, что каждый работающий в твоей библиотеке скажет нам “Да”? Нам скажут “Да” все твои подруги и родственники. Нам скажет “Да” любой человек из Лондона и Ливерпуля, из Глазго и Белфеста, с севера и юга, с запада и востока, из любого места Англии. Как же ты посмела сказать нам “Нет”? А ну— ка бери пистолет, и делай то, что тебе приказывают.

Но толстушка Дороти посмотрела на них спокойно и серьезно и повторила свое

— Нет.

И тогда эти скверные люди пошли к начальнику Дороти, прошептали ему несколько слов, и он выгнал Дороти с работы

Но ведь все ее жизненные радости, все надежды на светлое будущее определялись работой — надежной и, как ей казалось, вечной

Она могла побежать за теми в черных масках, найти их и закричать:

— Да! Да! Да! — но Дороти не сделала этого и с грустной улыбкой ушла из любимой библиотеки.

А через несколько дней пришел тот, кого тайные хозяева Англии хотели стереть с лица земли. Он упал на колени перед ней и целовал, целовал ее руки. Он благодарил ее, произнося самые красивые слова английского языка, потому что ради него, незнакомого ей человека сошла она со светлого корабля радости и спокойствия на топкую, болотистую землю. И знал он, что поступил она так по зову чего-то непреклонного и благородного, живущего в ней, того, что отсутствует у многих и многих других.

И он стоял и стоял на коленях, целовал и целовал ее руки, запрокидывал голову и с восхищением и умилением смотрел на ее недавно радостное, а теперь озабоченное и увядшее от грусти лицо.

— О, несравненная! — говорил он. Ты только одна, одна такая во всей Англии. Нет тебе подобных! Все другие, робкие и послушные выполняют их приказы без колебания. будто заводные куклы и становятся преступниками также просто, как выпивают стакан воды. А то благородное, что живет в груди твоей, они давно задушили и выбросили на помойку из-за рабского преклонения перед подпольными властелинами Англии. Потому что знают они, вежливые и обходительные, что их благополучие определяется вовсе не начальниками, шествующими с важным видом, а людьми из подполья, говорящими тихо-тихо, еле слышно. И среди всех согнувшихся в три погибели, уткнувшимися головами в землю, дрожащих от страха, возвышаешься ты, спокойная и решительная, единственная в Англии, сказавшая “Нет”. Не грусти, королева. Пусть солнце взошло, но наступит утро, и снова свет зальет землю.

А потом в городах и поселках Англии из дома в дом передавалось известие о том, что в городе Донкастер живет бесстрашная женщина по имени Дороти, которая посмела сказать “Нет”. И среди англичан пошли разговоры:

Почему только она? Разве мы хуже ее? Почему мы, свободные люди, позволили превратить себя в рабов?

И вот через некоторое время на Трафальгарской площади Лондона собралось очень много англичан, чтобы выбрать короля или королеву Англии.

На трибуне, установленной у колонны Нельсона, стоит седовласый джентльмен в красной мантии.

Пропели трубы:”Слушайте! Слушайте! Слушайте!”. Все замолчали, и джентльмен заговорил

— Граждане Соединенного королевства! Леди и джентльмены! У нас в стране в городе Донкастер живет молодая женщина по имени Дороти. Она осмелилась сказать “Нет”. Вы хорошо знаете кому. Наверно, все граждане нашей страны слышали о ней. Я предлагаю избрать Дороти королевой Англии!

И услышав это, все громко закричали:

— Дороти! Дороти! Дороти!

И вот уже Дороти в голубом одеянии с золотой короной на голове едет на белом коне.

Она медленно движется по Трафальгарской площади, смущенно улыбается и думает, что совсем за малое ей оказана такая огромная честь. Медленно движется белоснежный конь, гордясь блистательной всадницей. Люди расступаются, давая дорогу королеве Англии, и непрерывно кричат и кричат:

— Дороти! Дороти! Дороти! Да здравствует Дороти, королева Англии! Да здравствует Дороти, которая осмелилась сказать “Нет”.

СКАЗКА О КОРОВЕ ДОЛЕ, ЕЕ ВЕРНОЙ ПОДРУГЕ НЮНЕ И О ПОДЛОМ ОСЛЕНКЕ МИШЕ.

Тетя Нина просто обожала свою корову Долю. Когда Доля приходила с пастбища, тетя Нина гладила ее по голове, кормила ломтиками хлеба, мыла вымя теплой водой, и Доля с удовольствием давала много, много вкусного молока.

Каждое утро Доля шла на пастбище. Из соседнего двора выходила ее подруга корова Нюня и шла рядом с ней. А когда они подходили к пастбищу, к Доле подбегал осленок Миша, лизал ее в щеку и говорил: “Долечка, я хочу пастись радом с тобой, потому что ты такая красивая. Когда я вырасту, то обязательно женюсь на тебе.

И так продолжалось изо дня в день.

Но вот произошло несчастье. Доля подошла к дереву и стала чистить рога о кору. Она неосторожно засунула один рог в дырочку под корой и вдруг — треск, рог сломался. Какая-то корова подошла к ней и сказала: “Какая ты стала некрасивая”. Она и другие коровы отошли в сторону от Доли, потому что они не хотели пастись рядом с такой уродиной. И только ее верная подруга Нюня не предала ее. Она сказала: “Не падай духом, Долечка, я не покину тебя в беде”.

А осленок Миша отбежал далеко-далеко и больше не приближался к Доле. Он, конечно, решил, что нужно держаться подальше от нее, побоялся, что другие коровы станут плохо относиться к нему.

“Какой подлец Мишка” — сказала Доля. И этот трус еще хотел жениться на мне. “Показал свое истинное лицо” — сказала Нюня.

Вечером тетя Нина пыталась доить Долю, но молоко из вымени почти не текло. Уж очень расстроена была Доля.

Дядя Андрей, муж тети Нины и маленький Коля за ужином остались без молока. “Уж не заболела ли Доля” — спросил дядя Андрей. “Вроде бы она здорова, да только у нее сломан один рог” — ответила тетя Нина. Услышав это, дядя Андрей понял, в чем дело. Он повел Долю к скульптору дяде Саше, и тот вылепил рог ничуть не хуже настоящего.

Когда Доля снова пришла на луг все коровы стали говорить: “Смотрите-ка: “Долечка стала даже красивее, чем раньше”.

И тут осленок Миша подбежал к Доле и хотел лизнуть ее в щеку. Но Доля нагнула голову и направила на него рога. “Уходи прочь, а то забодаю, предатель”, — сказала она. А Нюня прибавила: Этот Мишка — друг только до черного дня. Нам такие не нужны.

И все стало по-прежнему. Доля давала тете Нине, дяде Андрею и маленькому Коле много вкусного молока. Две подруги Доля и Нюня паслись рядышком

А предатель Мишка ушел куда-то и больше не появлялся.