Борис Гулько: Переосмысливая Холокост

Американские евреи, если бы они заботились о сохранении еврейства, должны были, наряду с музеями Холокоста, построить для молодёжи иное просветительное учреждение: образовательный центр — «Музей тщеты иудейской».

Переосмысливая Холокост

Борис Гулько

Дональд Трамп в интервью 18 июня с удивлением отметил, что евангельские христиане восприняли перенос американского посольства в Иерусалим с куда большим энтузиазмом, чем американские евреи. Недавний опрос, проведённый Американским еврейским комитетом (AJC) подтвердил такую оценку.

Лишь 46% американских евреев одобрили перенос посольства, а 47% не одобрили. При этом 57% американских евреев в целом несогласны с политикой Трампа относительно Израиля, и 41% из них занимают в этом отношении крайнюю позицию. А 20% американских евреев вообще считают, что Израиль должен перестать быть еврейским государством, то есть, исчезнуть. Для сравнения: 85% израильских евреев рады переносу посольства, и свыше 75% в целом одобряют то, что делает Трамп. Это близко к 80% — числу евангельских христиан, одобряющих деятельность Трампа.

Примерно ¾ американских евреев голосуют за антиизраильскую Демократическую партию. Такая аномалия должна иметь исторические корни.

3-4 поколения назад предки подавляющего большинства американских евреев жили в Российской империи. Это означает — они подвергались унизительной дискриминации: черте оседлости, процентным нормам в учебных заведениях, запретам на профессии. Власти смотрели сквозь пальцы на еврейские погромы, если не сами участвовали в их организации. Граф Витте, побывавший премьер-министром, писал в своих дневниках об организаторе погромов — Союзе русского народа, черносотенцах: «Союз — организация обычных воров и хулиганов». Однако его членами были семеро канонизированных православной церковью святыми клериков, включая Иоанна Кронштадкого и патриарха Тихона, а также сам император Николай II.

Политический протест против враждебной им власти вёл евреев в экстремистские партии с социалистической идеологией — в эсеры, в анархисты. Самыми респектабельными среди экстремистов были социал-демократы. Ещё существовали конституционные демократы, но это была партия оппозиционной аристократии, буржуазии, интеллигенции. Евреи этим группам были в целом чужды. О неприязненном отношении великой русской литературы к евреям — знаменитый очерк Жаботинского «Русская ласка».

Поклонниками социалистических идей оказались и еврейские националисты, создававшие в начале ХХ века новую общину в Палестине, и большая часть эмигрантов из Российской империи в Америке. Второе поколение этих евреев уже получало образование юристов, врачей, и вливалось в высшие слои общества, сохраняя в большинстве социалистические симпатии и космополитические взгляды своих родителей. В отличие от родичей в российских местечках, нёсших печать еврейства, эти люди быстро ассимилировались и стали более американцами, чем евреями.

Поэтому американцы еврейского происхождения достаточно равнодушно отнеслись к трагедии европейских евреев периода Второй мировой войны, продолжавшейся долгих 12 лет. Лишь после окончания войны, когда стал ясен масштаб трагедии Холокоста, участь родителей, братьев и сестёр, других родственников счастливых эмигрантов, в недалёком прошлом оставленных в Европе, в американских евреях проснулись чувства солидарности и… да, стыда за бездействие в годы войны. Американские евреи имели рычаги, чтобы надавить на правительство и хотя бы заполнить несчастными собратьями эмиграционные квоты США, остававшиеся в годы Холокоста неиспользованными, но не сделали этого.

Трагедия Холокоста стала темой, пробудившей национальное самосознание американских евреев. С огромным энтузиазмом они приняли воссоздание Израиля. Оружие из Чехословакии, спасшее новорожденный Израиль, не было бесплатным. Чтобы оплатить его, Бен Гурион отправил в США Голду Меир с напутствием: «Без 10 миллионов не возвращайся». Американские евреи собрали для Израиля 50 миллионов. Думаю, не будет преувеличением, чтобы соотнести эту цифру с инфляцией за 70 лет, умножить её на 100. В недавние годы старые американские евреи, чтобы удовлетворить свои национальные сантименты, пооткрывали шикарные мраморные музеи Холокоста и сделали его центром воспитания национального самосознания молодого поколения.

Но случилось неожиданное — молодые американские евреи самоиндифицироваться с жертвами Холокоста не хотят. Скорее, Холокост отпугивает их от еврейства. Характерен эпизод из самого популярного ситкома за последние десятилетия: Джерри Сайнфельд чрезвычайно расстраивает своих родителей — старых евреев, когда те узнают, что их сын на сеансе «Списка Шиндлера» целовался с девушкой.

Да и с какой стати принадлежность к народу, давшему почти беспрепятственно себя уничтожать, может привлекать молодёжь, выросшую свободной в свободной стране? Я думаю, нет более надёжного способа отвадить молодых людей от их еврейства, чем внушать им, что они принадлежат к народу покорных жертв.

Так что же — закрыть музеи и выкинуть упоминание о Холокосте из школьных учебников, как сделали англичане, «чтобы не расстраивать мусульман»? Конечно, нет. Но эти музеи — не для евреев. Они — для народов, сотворивших Холокост. Я был впечатлён, наблюдая в Еврейском музее во Франкфурте-на Майне экскурсии немецких школьников, сменявшие друг друга в залах, посвящённых Холокосту. Эти школьники могли узнать важное о своей стране и народе, что-то выучить. И я думаю, что евреи напрасно своими протестами предотвратили открытие женского католического монастыря в Освенциме. Христианам есть что замаливать в этом несчастном месте, в чём каяться.

После войны религиозные лидеры евреев провозгласили отказ от попыток вывести моральный урок для нашего народа из Холокоста. Они назвали такой урок принижающим память шести миллионов погибших. Этот подход оказался обескураживающим для молодых. Если урока нет, и уничтожение едва не половины нашего народа может быль беспричинным, имеет ли смысл принадлежать к нему?

Холокост — не первая, и даже не самое крупная катастрофа в истории евреев. С избранным народом ничего случайно не происходит. И каждый раз духовные вожди проявляли мужество искать и находить — за какие прегрешения Всемогущий допустил трагедию для своего народа. Изгнание евреев Иудеи в Вавилон и разрушение Первого Храма в 586 году до н. э. постигло нас, по мнению мудрецов, за нарушения нами главных заповедей иудаизма — запрета идолопоклонства, кровопролития и аморальности. Катастрофа разрушения Второго Храма, Иерусалима и рассеяния случилась из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Когда легион римлян осадил Иерусалим, евреи в осаждённом городе не объединились для защиты, а затеяли гражданскую войну, сами сожгли склады с продовольствием и умерли от голода. Могла ли последняя катастрофа случиться сама по себе?

Боюсь, что причина отказа религиозных лидеров евреев определить мистическую причину Холокоста кроется в том, что основная вина за трагедию лежит на них самих. 18 столетий евреи повторяли строки 137-го псалма Давида: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя. Да прилипнет язык мой к нёбу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего». И каждый пасхальный седер завершали восклицанием: «На следующий год — в Иерусалиме!» Но когда, за 4 дня до Октябрьского переворота в Петрограде, на другом конце Европы английское правительство приняло «Декларацию Бальфура» «о создании в Палестине национального очага для еврейского народа», а спустя 5 лет Лига наций сделала этот документ своим официальным, и в то же время развалилась Оттоманская империя и английская корона получила мандат над Палестиной с задачей провести это решение Лиги наций в жизнь, духовные лидеры европейских евреев призвали свою паству в Палестину не переезжать.

Процитирую своё старое эссе «Вопрос вопросов»: раввины «отговаривали свою паству от эмиграции в Палестину, поскольку там отсутствует «идишкайт» — ортодоксальная религиозная среда. Кто же её мог бы создать, как не переселенцы из Европы, которым грозило в те годы оказаться между жерновами армий двух величайших злодеев в истории — Сталина и Гитлера?
Выдающийся религиозный мыслитель Исахар Тейхтель в книге «Счастливая мать сыновей», написанной в Будапеште в 1943 году, в разгар уничтожения европейского еврейства, упрекал в происходившей трагедии антисионистскую позицию ведущих раввинов того времени: «Огромное множество наших братьев евреев, недавно убитых, были бы спасены, если бы они находились уже в Земле Израиля. Кто примет ответственность за пролитую невинную кровь?.. Все те лидеры, которые препятствовали евреям присоединиться к строителям Израиля, не могут умыть свои руки и сказать: “Наши руки не проливали эту кровь” (цитата из «Второзакония», 21:7)». Рабби Тейхтель обвиняет религиозных лидеров в том, что «они попались в ловушку разведчиков», имея в виду» клевету на Землю Израиля разведчиков, посланных Моисеем перед завоеванием Земли Израиля. Тогда из-за доверия этой клевете вымерло в пустыне поколение исхода.

Американские евреи, если бы они заботились о сохранении еврейства, должны были, наряду с музеями Холокоста, построить для молодёжи иное просветительное учреждение: образовательный центр — «Музей тщеты иудейской». После первых его залов, посвящённых самопожертвованию идеалистичных российских евреев, борцов за марксистские идеи, которые принесли народам Российской империи ужас коммунистического террора и рабства, а самим еврейским борцам в 1937 году пулю в затылок или гниение в ГУЛАГе, должна быть развёрнута экспозиция: «Уроки Холокоста». В чём корни заблуждения мудрецов того поколения, не решившихся повести народ воплощать исполнение молитв 18-ти веков — возвращение в Богом данную нам страну?

Неоднозначной была позиция виднейшего раввина первой трети ХХ века — Хафец Хаима. Он отзывался враждебно об антирелигиозных сионистах, но в то же время защищал создателя религиозного сионизма рава Кука. В 1925 году 87-летний Хафец Хаим сам решил совершить алию. В Земле Израиля он надеялся, понимая важность для судьбы народа его единства, примирить главу антисионистских ультраортодоксов рабби Зонненфельда и рава Кука. Он говорил, что придет к ним, сядет и будет плакать — «может быть, когда они увидят старика, который сидит и плачет, они захотят утешить его и помирятся». Увы, разные жизненные обстоятельства, болезни близких и его самого, не позволили Хофецу Хаиму осуществить его замысел.

За несколько месяцев до смерти, в 1933 году, когда Гитлер уже был у власти, 95-летний Хафец Хаим предсказал своему ученику, что европейские евреи могут погибнуть, а спасутся евреи Сиона. Если бы эти его слова стали известны широким массам евреев, возможно, спаслись бы многие. Но основной религиозный истеблишмент имел отличное мнение.

Другой столп того поколения раввинов, Хазон Иш, заявил в те годы: «Польша, где находятся прославленные ешивы и праведный Хафец Хаим, имеет алахический статус Земли Израиля, а все остальные страны являются диаспорой по отношению к этому центру святости». Однако, в 1933 году, в котором пришёл к власти Гитлер и умер Хафец Хаим, Хазон Иш сам совершил алию. В Земле Израиля он занял антисионистскую позицию. Европейских евреев к алие Хазон Иш не призывал.

Ещё один раздел музея следовало бы отвести борьбе современных американских евреев за враждебные еврейским ценностям идеи. Эпиграфом над входом я бы повесил транспарант с финальными строками из «Думы про Опанаса» Эдуарда Багрицкого:

Так пускай и я погибну
У Попова лога,
Той же славною кончиной,
Как Иосиф Коган!..

Напомню: герой поэмы комиссар продотряда Коган гибнет, изымая зерно у крестьян, организуя «голодомор». Удручающий анти-подвиг.

В экспозициях этого зале в чёрной рамке на стене можно вывесить список американских антиизраильских организаций вроде «Джей-стрит», «Новый израильский фонд», «Мир сегодня». К ним можно добавить и попавшую под управление демократов старейшую «Антидиффамационную лигу», а также целое направление — реформистских евреев. И те, и другие осудили признание Трампом Иерусалима столицей Израиля и перенос туда посольства США. А рядом с этим скорбным списком можно повесить портреты еврейских студентов — борцов за БДС.

Ну, а в последнем зале Музея должно разъясняться, что несмотря ни на что мы остаёмся избранным народом. Что, теряя по ходу истории большие массы народа, иногда его большинство, оставшиеся продолжают выполнять миссию, возложенную на наших праотцов — нести миру послание Всевышнего — письменным словом ТАНАХа и своей судьбой.

29 комментариев для “Борис Гулько: Переосмысливая Холокост

  1. Уважаемый Борис! Я имел ввиду систему, так называемых прерогатив (и их ограничений). Достаточно сказать, что король (королева) Англии утверждает все законы принятые правительством (не случайно правительство называется «Правительством Её Величества». Кабинет министров входит в состав Тайного королевского совета). Король имеет право заключать договоры и отправлять послов, — все это от имень Короля. Есть и право (правда, не применяемое уже более 150 лет) отправлят Премьера в отставку. И так далее, включая и то, что Король Англии является главой церкви, всегда могущий выступить от её лица — а это мощнейший рычаг власти.

  2. Владимир Янкелевич12 июля 2018 at 15:21
    ——————
    1. 8 мая 1945 года в городе Сетиф в Алжире начались беспорядки,
    Приношу извинения за свою невнимательность – буду считать причиной жару.
    2. По моему (обжёгшись на молоке дую на воду) у Вас небольшая нестыковка:
    Генерал Глабб командовал арабским легионом где-то с конца 30-х годов,
    Брат иорданского эмира Абдаллы король Ирака Фейсал 1 умер в начале 30-х.
    Францию я вспомнил потому, что прогнав Фейсала из Дамаска она похерила идею Великой Сирии, куда не прочь были войти палестинские арабы.

  3. Сэм:»…был упущен шанс, что евреи договорятся с арабами (Вейцман и Фейсал) …».
    ==
    Риторический вопрос: откуда берутся дураки?

    1. Коментариев нет, но есть любопытство:
      Предупреждение (о бане я и не говорю) будет?

  4. Уважаемый Г-н Гулько,
    читаю Ваши заметки с большим интересом. Идея Еврейского Музея мне кажется очень интересной и вполне практичной. Уверен, что средства на такое мировое мероприятие могут быть собраны из еврейских и нееврейских источников. В идее такого музея есть элемент строительства 3-его Храма, но в ней нет причин для конфликта. Музей может быть построен в Нью Йорке- весьма посещаемом месте. Уверен, что многие мировые корпорации помогут в сборе нужных средств. Следует объявить конкурс на проект такого музея и его осуществление может начаться. Начать следует с уточнения ваших залов, возможного интересного их развития.

  5. Идея создания Еврейского Музея-прекрасеая идея! Детали можно развивать и дополнять. Пожалуй название следует сделать более оптимистичным и вместы слова тщеты написать надежды.

  6. Уважаемый Борис, статус Президента Израиля, я думаю, сложился не как копия английского прецедента.
    Вейцман был сторонником политического решения о создании Израиля. Его можно понять, у него были особые личные отношения с правительством GB, но уже в октябре 1945 года французы, главный противник Англии на Ближнем Востоке, сообщили Бен-Гуриону, что Англия не планирует выполнять обязанности по мандату. Марку Жарблюму, руководителю сионистской организации во Франции, на встрече 6 октября 1945 года, де Голль заявил, что «евреи в Палестине являются единственными, кто может выдворить англичан из Ближнего Востока». Вслед за этим, 10 ноября, во время визита в Париж Давида Бен-Гуриона, министр иностранных дел Бидо уверил его, что Франция поддерживает сионистские устремления в Палестине. Очевидно, что во время этого визита Бен-Гуриону дали возможность в определенной степени ознакомиться с секретными англо-сирийскими соглашениями. Стало понятно, что Англия уже сформулировал ближневосточную политику, основанную на иракско-сирийском альянсе и «Великой Сирии». В этот проект никак не вписывалось создание независимого еврейского государства в любой части Палестины.
    Бен-Гурион 1 октября срочно послал из Парижа свою директиву Моше Сне, главе Хаганы. Он распорядился прекратить политику «сдержанности» (авлага) и, совместно с силами ЭЦЕЛя и Лехи, развернуть вооруженном сопротивлении против британского правления.
    На протяжении почти всего 1946 и в начала 1947 года он остался в Париже, направляя борьбу против англичан из своей временной штаб-квартиры в отель Royal Monceau на Avenue Hoche. Это место было привлекательно близостью к секретным документам, добываемым французской разведкой.
    А затем 15 декабря 1947 года, бойцами Хаганы был захвачен британский грузовик. В нем находились секретные документы, отправленные из британской дипломатической миссии в Бейруте в порт Хайфы, откуда их должны были морем отправить в Англию. Всего было захвачено около полутонны документов, упакованные в восемь запечатанных стальных контейнеров и 12 мешков с дипломатической почтой. Попали они не в Англию, а на стол Бен-Гуриону, и были переданы французскому консулу в Иерусалиме для отправки в Париж.
    Я думаю, что всей полнотой информации Вейцман не владел, но и если бы владел, то вряд ли бы перешел от уговоров к поддержке вооруженного сопротивления. Он придерживался иного взгляда, стремился все решить в больших кабинетах.
    Я думаю, что дело именно в расхождении во взглядах.
    В ишуве шла активная борьба против британского мандата, а Вейцман по-прежнему верил в переговоры с Англией. Его пробританская позиция стремительно потеряла популярность.На первом послевоенном Сионистском конгрессе Вейцман, в котором видели ставленника Великобритании, не был переизбран председателем Всемирной сионистской организации.
    Отсюда и вполне логичное решение Бен-Гуриона отодвинуть его от реальной политики… Но убрать его вовсе было невозможно, заслуги Вейцмана велики и неоспоримы, вот и нашлось решение.

    1. Владимиру Янкелевичу: что за такой образец сложился у евреев: оказывается, у англичан тиснули полтонны секретных документов, сейчас в Иране – опять полтонны. Это теперь еврейская мера чужих секретов?

      1. Boris Gulko
        12 июля 2018 at 4:32
        —————————-
        Владимиру Янкелевичу: что за такой образец сложился у евреев: оказывается, у англичан тиснули полтонны секретных документов, сейчас в Иране – опять полтонны. Это теперь еврейская мера чужих секретов?
        =================
        Само собой, но есть нюанс.
        Тогда, в 1947, англичане имели в Палестине около 100 тысяч военнослужащих, в том числе и боевую 6-ю воздушно-десантную дивизию. При таком раскладе с Францией можно было не считаться вообще.
        8 мая 1945 года в городе Сетиф в Алжире начались беспорядки, связанные с требованиями независимости от Франции. Выступление было подавлено. Сирийская толпа, как бы реагируя на действия французской армии в Алжире, начала громить французские учреждения, но уже в Сирии. С этим де Голль мог легко справиться. В конце мая 1945 года у французов лопнуло терпение, и французские войска атаковали сирийские правительственные учреждения.
        Но Англичане продавливали свой проект, на французов особо внимания не обращали. 30 мая генерал Бернард Пейджет, командующий британскими силами на Ближнем Востоке, предъявил ультиматум французам. Он потребовал немедленно прекратить огонь и вернуться в свои казармы, в противном случае им придется столкнуться со значительно превосходящими британскими силами. У Де Голля и правительства Франции не было иного выбора, кроме как подчиниться. В последующие недели, с молчаливого согласия англичан, десятки французских граждан были убиты сирийскими националистами, были разграблены и уничтожены офисы французских компаний и культурных, образовательных и религиозных учреждений. Так французскому правлению в Сирии настал конец.
        Но французская разведка в Сирии никуда не делась и хорошо работала. Важно, что работала против Англии, а сведения сливала евреям.
        Это по французской наводке и были перехвачены английские секреты.
        Сегодня же иранские секреты перехвачены без всякой помощи, Моссад справился сам.

        1. 8 мая 1945 года в городе Сетиф в Алжире начались беспорядки, связанные с требованиями независимости от Франции
          Владимир Янкелевич — 2018-07-12 12:35
          ————————
          Мне было очень интересно узнать, Владимир, почему Вы написали про требования независимости. Если не ошибаюсь, независимость Сирии была объявлена осенью 1941 г – англичане практически заставили Де Голля сделать это. (Заплатив до этого 4000 тысячами погибших при изгнании из Сирии вишистов.) Де Голль об этом много писал в своих мемуарах.
          Так что скорее всего Вы имели ввиду не независимость, а вывод французских войск, которые требовали сирийцы.
          Сказать, что проект «Великая Сирия» был английским, это некоторое преувеличение. Проект возник ешё сразу после 1МВ и англичане вместе с французами его благополучно похерили, при этом был упущен шанс, что евреи договорятся с арабами (Вейцман и Фейсал).

          1. Сэм
            12 июля 2018 at 14:47
            ———————————-
            8 мая 1945 года в городе Сетиф в Алжире начались беспорядки, связанные с требованиями независимости от Франции
            Владимир Янкелевич — 2018-07-12 12:35
            ————————
            Мне было очень интересно узнать, Владимир, почему Вы написали про требования независимости. Если не ошибаюсь, независимость Сирии была объявлена осенью 1941 г –
            …Сказать, что проект «Великая Сирия» был английским, это некоторое преувеличение. Проект возник ешё сразу после 1МВ и англичане вместе с французами его…
            ===================
            1. Требования независимости были в Алжире, а в Сирии беспорядки из солидарности.
            2. Проект «Великая Сирия» стоял на следующих столпах.
            — Послушный англичанам король Абдалла с армией под командованием английских офицеров и генерала Джона Бэгота Глабба.
            — Лояльный и на все согласный король Ирака, родной брат Абдаллы
            — Слабые, безоружные Ливан и Сирия, но где французы, с поддержкой англичан, а конкретно генерала Бернарда Пейджета, командующего британскими силами на Ближнем Востоке, были перебиты
            — Собственно подмандатная территория, которую контролировала 100 тысячная английская группировка.
            Найти в этом плане Францию еще не удалось никому.

  7. Михаил, я имел в виду, что и президент, и королева являются формально главами их государств, но не несут никаких функций. Я даже думаю, что Израиль, сохранив много английских законов, ввёл позицию президента, копируя своего бывшего патрона. Также, как известно, им нужно было найти почётную должность без функций для Вейцмана.
    А что вы имеете в виду?

  8. Президент Израиля ни как не равен по статусу королеве Англии Кролева исполняет много государственных функций. Может быть поинтересуетесь, прежде чем писать…

  9. В.Я. «… еврей – это не формула крови и не врожденная гениальность …».
    ==
    Истинная правда. «Еврей» как понятие создается изгородью. А из чего она построена — вопрос отдельный: языком, культурой, религией, отношением окружающих, и т.д. По теперешним временам, и в американской диаспоре — только религией. Я бы даже добавил — религией в ее ортдоксальной форме, потому что реформисты делают все возможное для того, чтобы изгородь перестала быть стеной, а стала чем-то вроде легкого штакетника вокруг клумбы. Наиболее универсальным центром еврейской самоидентификации сейчас стал Израиль …

  10. Михаилу – Вы сделали логичный вывод из моего эссе.
    Сэму, который «согласен во многом с автором статьи» — я же по-прежнему с Вами несогласен. Вы пишете: «никто тогда даже и помыслить не мог, ЧТО БУДЕТ!» Жаботинский точно называл – что будет: «если вы не уничтожите галут – он уничтожит вас». К ведущим раввинам иные требования — зачем же народу нужны лидеры, если те не могут предвидеть?
    Вы солидарны с Ривлиным: «Вчера против этого поднял голос такой ликудник из ликудников, как наш Президент, но, боюсь, успеха он не добьётся». Я же надеюсь, что он успеха не добьётся. И вообще – по статусу, равному английской королеве, Ривлин — единственный израильтянин, который не должен высказывать своё мнение.
    Насчёт когнитивного диссонанса Ильи – страшно предположить, но не все народы одинаковы. Говорят на неисторической родине: что русскому здорово, то немцу смерть. Так и арабы с евреями разные.
    Владимиру Янкелевичу — с Вами я несогласен в том, что Вы несогласны. Хотя Холокост для нас куда ближе, чем погромы Хмельницкого, но «Шестидневная война или операция Энтеббе», как Вы пишете, действительно дают, и должны давать достойную базу для идентификации. А также другие невероятные – мы к ним слишком привыкли – успехи Израиля.
    Вы пишете: «никакие религиозные лидеры не помешали евреям переезжать в США». На самом деле – запреты на переезд в Палестину и в США шли в паре – опасность потерять «идишкайт».
    Наконец, Вы пишете: «На мой взгляд, невозможно разъяснять, «что несмотря ни на что мы остаёмся избранным народом». Это вопрос веры, а не логических построений». Я же думаю, что избранность евреев самоочевидна, если почитать историю. Приписывают то Вольтеру, то Канту – наверное, это апокриф, но стойкий, – что на вопрос какого-то короля о доказательстве существования высшей силы, тот ответил: — «История евреев».
    Б.Тененбауму – Вам ответ смотрите выше.

    1. Борис, в то время и Гитлер собирался евреев не уничтожать, а заставить уехать. Эйхман поначалу был специалистом по еврейской эмиграции.
      Не надо делать из Владимира Жабатинского пророка.
      Он занимался тем, чем занимались все сионисты — агитацией совершить алию.
      Что касается нашего Президента, то он просто напросто выступил в защиту Декларации Независимости.
      Хотя те, кто её составляли и подписывали были куда менее патриотами, чем патриоты сегодняшние.

      1. Boris Gulko
        11 июля 2018 at 18:09
        Жаботинский точно называл – что будет: «если вы не уничтожите галут – он уничтожит вас».

        И что точного, т.е. проверенного временем, Вы нашли у Жаботинского? И галут благоденствует, и мы не сироты. 🙂 Создали из Жаботинского кумира и с каждой новой цитатой из него, только компрометирует его, т.к. все яснее, что многого он не предвидел, и не меньшее из него — элементарные политические лозунги кратковременного использования.

        И вообще – по статусу, равному английской королеве, Ривлин — единственный израильтянин, который не должен высказывать своё мнение.KZ

        Есть вопросы национального характера (в который превратился последний вариант закона), по которому и президент имеет право высказаться.

  11. Автор, констатируя тяжелейшую ситуацию отпадения американского еврейства от Израиля и еврейского народа, даёт совет: признать свои ошибки и продолжать выполнять свою миссию на Земле. Возможно, этот совет спорен. Но. Ни один из авторов реплик не дал себе труда внести в обсуждение сложнейшего и в высшей степени болезненного вопроса хоть какое-то позитивное содержание и ответить на вопрос, заданные себе автором: что делать? Этот факт вызывает глубочайшее уважение к автору и отсутствие такового к его беспомощным критикам. Нечего сказать — стоит помолчать…

    1. Ilya
      11 июля 2018 at 17:49
      Ни один из авторов реплик не дал себе труда внести в обсуждение сложнейшего и в высшей степени болезненного вопроса хоть какое-то позитивное содержание и ответить на вопрос, заданные себе автором: что делать?
      ————————————————————————
      Такие вопросы решаются на глубоко личном уровне.

      1. Автор-то свои предложения внёс. Остальные «решают эти вопросы на глубоко личном уровне», что, как уже отмечалось, не вызывает ни уважения, ни интереса.

  12. Илья, Вы о чем? Кто кроме Вас сказал, что «если же еврей ассимилируется и считает себя сначала американцем, а потом евреем, то и это очень плохо»?
    Плохо совсем другое. Вот, не мудрствуя лукаво, строка из Википедии: J Street — американская лоббистская организация, целью которой является поддержка Израиля и мирное урегулирование арабо-израильского конфликта В ЕЁ ПОНИМАНИИ. А то, что страна строится в своем понимании, они знают? Потом приезжают неадекватные американские феминистки к стене плача и тоже пытаются наводить порядки в их понимании… Все не перечислишь.
    Так что вопрос проще. С кем хочется, с тем себя пусть и идентифицируют, только не нужно гнуть Израиль под себя.

  13. Владимир Янкелевич
    — 2018-07-11 16:27
    Илья Г.
    — 2018-07-11 16:27
    ==
    Уважаемые коллеги,
    Позвольте выразить полное согласие с вами обоими.

  14. Уважаемый Борис,
    Затронутая Вами тема чрезвычайно важна, но многие положения спорны.
    Вы пишете, что евангельские христиане больше, чем евреи поддерживают Израиль, что очевидно даже и без ссылок на Трампа и AJC, но объясняете это тем, что «молодые американские евреи самоиндифицироваться с жертвами Холокоста не хотят».
    Это очень спорно. Я думаю, что для них Холокост где-то рядом с Гранадским эдиктом 1492 года об изгнании евреев из Испании или с жуткими погромами Богдана Хмельницкого. Вряд ли это определяет их сегодняшнюю самоидентификацию.
    После Холокоста произошло много событий, дающих базу для иной самоидентификации. На мой взгляд, Шестидневная война или операция Энтеббе дает для этого достаточно оснований.
    Вы пишете о вине религиозных лидеров евреев, призвавших их не переезжать в Израиль. Но никакие религиозные лидеры не помешали евреям переезжать в США. Их что, религиозные авторитеты туда призвали? Скорее США были более похожи на страну, текущую молоком и медом.
    Но тот факт, что поддержка Израиля среди американских евангелистов выше, чем среди евреев, имеет место.
    Это процесс вполне нормальный. Еврей – это не формула крови и не врожденная гениальность. А если ничто не отделяет еврея от окружающей среды, что в чем его еврейство?
    Ранее – это была вера, соблюдение религиозных обрядов. Теперь все это резко ослабло, а потому и изменилась самоидентификация. Это объективный процесс, и никакой «Музей тщеты иудейской» это не изменит.
    Ну и в заключение.
    На мой взгляд, невозможно разъяснять, «что несмотря ни на что мы остаёмся избранным народом». Это вопрос веры, а не логических построений.

  15. Какой-то когнитивный диссонанс: если мусульмане не хотят ассимилироваться и считать себя сначала американцами/бельгийцами/французами/немцами, a потом арабами, турками и т.д., то это очень плохо, но если же еврей ассимилируется и считает себя сначала американцем, а потом евреем, то и это очень плохо. Для евреев решение очень простое: не хочешь ассимилироваться — езжай в Израиль. Мой приятель Женя Кандель, когда был моим профессором в Рочестере, Нью-Йорк как-то сказал: «Закончится контракт и мы уедем назад в Израиль. Я не чувствую себя американцем и не хочу, чтобы дети ассимилировались». И уехал, хотя ему предлагали остаться в Америке на шикарных условиях.
    Как-то так (© miron)

    1. Достаточно редкий случай, когда я согласен во многом и с автором статьи и с постом Владимира. Правда я не стал бы уж так обвинять тех довоенных раввинов – никто тогда даже и помыслить не мог, ЧТО БУДЕТ!
      О реакции Ильи.
      Уважаемый Илья, американские евреи больше нужны Израилю не в Израиле, а в Америке. И, хотя мне трудно с Вами спорить о ситуации у Вас, но мне кажется, что Вы сгустили краски и речь не идёт об альтернативе: алия или ассимиляция.
      Скорее речь может идти о том, кем вырастают дети в смешанных парах. В СССР я знал только 1 (один) случай, когда такого ребёнка записали евреем.
      В Израиле большинство таких детей вырастают евреями.
      И мне кажется, что именно об этом должна «болеть голова» у американских евреев.
      Хотя новый Председатель Сохнута Ицхак Герцог и заявил, что его главной задачей будет борьба против смешанных браков.
      И последнее. В который раз повторюсь: нынешнее отдаление некоторых (многих?) американских евреев от Израиля ИМХО вызвано во многом не тем, что меняются они.
      Меняется Израиль.
      Вчера против этого поднял голос такой ликудник из ликудников, как наш Президент, но, боюсь, успеха он не добьётся.

    2. Хорошие у Вас приятели, Илья! Предлагали Канделю пост главы Центробанка Израиля — отказался. Наверно, в науке интереснее.

      1. Не только поэтому. Жене очень понравилась фраза Дриона, которую я ему процитировал: «Наибольшее отвращение у меня вызывают глупые короли и люди, которые рвутся к валсти, но не умеют управлять». А управленцем он себя никогда не считал:))

  16. Есть еще один аспект в отношениях евреев к Израилю, кроме святости Иерусалима. Существует понятие «тикун олам» — исправление мира путем показа ему евреями правильного примера. История показала, что в рассеянии это не работает. Немецкие евреи «моисеева закона» достигли высочайших высот в искустве, науке, промышленности, финанасах. Это не только не вызвало уважения в обществе, а еще больше оттолкнуло немцев от евреев. Такая «историческая ревность-зависть», схожая с нынешней завистью арабов-мусульман к Западу. В каком-то смысле история повторяется с высокоразвитым американским еврейством, которое стремится, как когда-то немецкое, внедриться в элиты, раствориться в них. Если немецкие евреи расплатились за это физическим уничтожением, то американским грозит исчезновение через ассимиляцию.
    Но есть другой способ для тикун олам — создание успешного собственного государства. Не зря теперь в южно-корейских школах преподают Талмуд.

Обсуждение закрыто.