Андрей Алексеев: О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам. Продолжение

С учетом современных трактовок критики режима, как морально осуждаемого и даже уголовно наказуемого деяния, доля людей, не скрывающих своего критического, оппозиционного настроя («пятой колонны»?) в современном российском обществе приближается к одной пятой. Это можно считать надежно установленным социальным фактом.

О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам

По материалам всероссийских опросов Левада-центра, при оригинальной интерпретации данных этих опросов, осуществляемой автором.

Андрей Алексеев

Продолжение. Начало

(9) СВОЕ МНЕНИЕ ЛУЧШЕ ОСТАВИТЬ «ПРИ СЕБЕ»

26% респондентов опасаются выражать свое мнение по поводу текущих дел в стране — в социологических опросах, 23% — то же среди коллег, и 17% — членам своей семьи. Половина опрошенных согласны с мнением, что большинство россиян неохотно высказывают свои взгляды во время опросов. Причем свыше половины придерживающихся этой точки зрения объясняют такую неохоту «опасениями негативных последствий для себя». (По данным Левада-центра).

Пресс-выпуск Левада-центра от 22.01.2016

СТРАХ ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ

Опрос проведен 20 — 23 ноября 2015 года.

ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН НЕОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ ВО ВРЕМЯ ОПРОСОВ?

июн.12 дек.15
Полностью согласен 13 13
Скорее согласен 43 36
Скорее не согласен 25 26
Полностью не согласен 5 8
Затруднились ответить 14 16

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ НЕОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ ВО ВРЕМЯ ОПРОСОВ? (в %% от числа тех респондентов, кто считает, что россияне неохотно высказывают свои взгляды во время опросов; несколько вариантов ответа)

дек.15
Потому что опасаются негативных последствий для себя 56
Потому что правда им самим неприятна 20
Потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает 9
Другое 11
Затруднились ответить 10

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ОПАСАЕТЕСЬ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТЕКУЩИХ ДЕЛ В СТРАНЕ…

членам своей семьи среди коллег в социологических опросах
Определенно да 7 5 6
Скорее да 10 18 20
Скорее нет 29 35 35
Определенно нет 51 33 29
Затруднились ответить 3 10 11

ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН НЕОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ ВО ВРЕМЯ ОПРОСОВ?

Всего Респонденты, которые одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма Респонденты, которые не одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма
Число опрошенных 1603 1183 76
— Полностью согласен 13 13 22
— Скорее согласен 36 36 42
— Скорее не согласен 26 26 18
— Полностью не согласен 8 8 4
— Затруднились ответить 16 17 14
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ НЕОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ ВО ВРЕМЯ ОПРОСОВ?
Всего Респонденты, которые одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма Респонденты, которые не одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма
Число опрошенных 1603 1183 76
— Потому что опасаются негативных последствий для себя 56 58 55
— Потому что правда им самим неприятна 20 19 28
— Потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает 9 10 8
Другое 11 11 4
— Затруднились ответить 10 11 9

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ОПАСАЕТЕСЬ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТЕКУЩИХ ДЕЛ В СТРАНЕ ЧЛЕНАМ СВОЕЙ СЕМЬИ?

Всего Респонденты, которые одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма Респонденты, которые не одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма
Число опрошенных 1603 1183 76
— Скорее нет 29 28 38
— Определенно нет 51 53 49
— Затруднились ответить 3 3 <1
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ОПАСАЕТЕСЬ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТЕКУЩИХ ДЕЛ В СТРАНЕ СРЕДИ КОЛЛЕГ?
Всего Респонденты, которые одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма Респонденты, которые не одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма
Число опрошенных 1603 1183 76
— Скорее нет 35 34 44
— Определенно нет 33 36 23
-Затруднились ответить 10 10 6
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ОПАСАЕТЕСЬ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТЕКУЩИХ ДЕЛ В СТРАНЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСАХ?
Всего Респонденты, которые одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма Респонденты, которые не одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма
Число опрошенных 1603 1183 76
— Скорее нет 35 35 43
— Определенно нет 29 31 17
— Затруднились ответить 11 11 7

**

Комментарий Левада-центра

Каждый второй опрошенный в целом согласен, что большинство россиян неохотно высказывают свои взгляды во время опросов. 34% респондентов придерживаются противоположной точки зрения. Более половины россиян (56%) из тех, кто полагает, что население может неохотно выражать свое мнение, объясняют это возможным страхом негативных последствий для себя. А пятая часть опрошенных (20%) уверена, что россияне не желают высказывать свои взгляды, потому что «правда им самим неприятна». Более половины респондентов сказали, что они не опасаются выражать свое мнение по поводу текущих дел в стране членам своей семьи (80%), коллегам (68%) и в ходе опросов (64%). Среди россиян, имеющих альтернативный взгляд на происходящее в России, доля тех, кто говорит о боязни высказывать свое мнение, несколько выше, чем среди «путинского большинства».

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. Вот уже несколько лет в СМИ и в блогосфере, а также на различных «круглых столах» и конференциях идут жаркие споры: насколько адекватно опросы общественного мнения у нас отражают действительное общественное настроение и состояние массового сознания россиян, и можно ли доверять данным этих опросов, особенно — когда речь идет о «горячих» политических темах.

Эти споры особенно обостряются в связи с «запредельными» показателями рейтинга первого должностного лица государства, деятельность которого «одобряют» от 85 до 90% опрашиваемых по репрезентативной всероссийской выборке.

  1. Наиболее радикальные критики в отношении достоверности социологических данных ставят под сомнение добросовестность и объективность самих социологов-полстеров (так называют тех, кто проводит массовые опросы), объясняют такие результаты приспособлением к политической конъюнктуре. (Эти сомнения справедливы лишь для некоторых опросных фирм). Сами полстеры иногда не слишком убедительно защищаются, утверждая, что им можно и нужно верить. При этом мало кому приходит в голову задаться вопросом, а в какой мере искренни (откровенны) сами респонденты?
  2. Такая постановка вопроса снимает «подозрения» с социологов-профессионалов, как правило, все же вовсе не стремящихся «услужить» власти. Но и респондентов не будем осуждать, ибо отвечать на вопросы социологов-полстеров искренне или нет — это ИХ ПРАВО, и они вовсе не обязаны откровенничать с первым встречным, хотя бы он и представлялся социологом). С этим их правом надо смириться и считаться, а уж выяснять меру откровенности / достоверности их ответов — какими-то своими, профессиональными средствами. Именно такой была постановка вопроса автором этих строк в объемной серии публикаций на Когита.ру (и не только!) под общей «шапкой»: «Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения?»
  3. Не будет преувеличением сказать, что достаточно долгое время эта тема была «табуирована» в социологическом сообществе. Однако общественная критика в адрес социологов-полстеров, побудила и к профессиональному ее обсуждению. Но не хватало фактических данных — насколько велико искажение картины массового сознания, вносимое нежеланием респондентов «открывать душу» опрашивателям.
  4. И вот, эти данные появились. Причем получивший их Левада-центр пошел по самому прямому, не замысловатому пути — просто спросил у самих респондентов: «МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ОПАСАЕТЕСЬ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТЕКУЩИХ ДЕЛ В СТРАНЕ… (членам своей семьи; среди коллег; в социологических опросах)».

От души поздравляю неизвестного мне автора этой формулировки, совершенно «невинной» и вместе с тем высоко ИНФОРМАТИВНОЙ.

  1. Распределение ответов на этот вопрос см. выше. С разной степенью уверенности, в частности, применительно к социологическим опросам, на него ответила положительно ЧЕТВЕРТЬ (26%) всех опрошенных. 68% заверили, что они вовсе не опасаются выражать свое мнение о положении дел в стране (не потому ли, что их мнение не отличается от внушаемого им по телевизору?). 6% затруднились ответить на этот вопрос
  2. Своего рода контрольным для рассмотренного выше вопроса, как видно, впервые примененного Левада-центром, является вопрос, задававшийся еще в 2012 г.: «ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН НЕОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ ВО ВРЕМЯ ОПРОСОВ?». В декабре 2015 с этим мнением, с разной степенью уверенности, согласилась половина (49%) опрошенных. (Не согласных с этим мнением всего одна треть — 34%).
  3. Весьма удачна формулировка следующего вопроса: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ НЕОХОТНО ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ ВО ВРЕМЯ ОПРОСОВ?». Этот вопрос задавался только тем, кто ответил положительно на предыдущий (напомним, таких — 49% всех опрошенных). Можно было выбрать несколько вариантов ответа. Но выбирали, как правило, какой-нибудь один:

— Потому что опасаются негативных последствий для себя — 56 %

— Потому что правда им самим неприятна — 20 %

— Потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает — 9%.

  1. Итак, примерно половина от половины опрошенных (а если точно, то 0,56 х 0,49 = 27,5% всех опрошенных) полагают, что большинство россиян «неохотно высказывают свои взгляды во время опросов, потому что опасаются негативных последствий для себя». Напомним, что объяснили эту неохоту «опасениями выражать свое мнение по поводу текущих событий в стране» — 26% всех опрошенных. То есть данные ответов на разные вопросы не противоречат друг другу.
  2. Авторы исследования не приводят процентного распределения ответов на вопрос (вопросы), дифференцирующий опрошенных по их одобрению / неодобрению деятельности Путина и присоединения Крыма. Но это распределение нетрудно высчитать, исходя из приводимых в таблице данных об абсолютных количествах: а) всех опрошенных (1603), б) одобряющих деятельность Путина и присоединение Крыма (1183) и в) не одобряющих то и другое (76). Находим, что «одобряют деятельность Путина и присоединение Крыма» — 74% и «не одобряют…» — 4%. Остальные, очевидно, затруднились с ответом, и таких — 22%.
  3. Доля «одобряющих деятельность Путина и присоединение Крыма» (74%) с точностью до процента совпадает с долей тех, кто не опасается высказывать выражать свое мнение по поводу текущих дел в стране (напомним — тоже 74%; см. выше). И то сказать: чего им «опасаться» если они «одобряют»?!
  4. Как отмечено в комментарии Левада-центра, «среди россиян, имеющих альтернативный взгляд на происходящее в России, доля тех, кто говорит о боязни высказывать свое мнение, несколько выше, чем среди «путинского большинства». Так, среди «не согласных» с политикой Путина и т. д. отмечают, что опасаются выражать свое мнение по поводу текущих дел в стране, около трети. (Однако, как видно, преодолевают эту «боязнь», поскольку все же сообщают социологам о своем неодобрении режима!). А среди тех, кто со всем «согласен» (напомним: таких 74%), указывают на факт такого опасения около четверти, иначе говоря — порядка 18% от общего количества опрошенных.
  5. Итак, 18% опрошенных: а) заявляют о своем одобрении деятельности Путина и присоединения Крыма, однако при этом б) признаются в своих опасениях выражать свое мнение по поводу текущих дел в стране. Но если они действительно опасаются выражать свое мнение, то их позитивный ответ касательно «одобрения» есть не что иное, как результат такого опасения. Иначе говоря, вовсе не 74% «одобряют» и т.д., а: 74 — 18 = 56 %.
  6. А теперь вспомним, что именно эта цифра — 55% — в свое время была вычислена нами — для тех, кто действительно так или иначе одобряет деятельность В. Путина на посту президента РФ. При этом автор этих строк опирался на данные опросов того же Левада-центра, только на другие способы измерения рейтинга этим центром. (См. выше).
  7. Здесь надо еще иметь в виду то многократно отмечавшееся и самими левадовцами, и другими социальными аналитиками обстоятельство, что подавляющее большинство населения просто НЕ ИМЕЕТ СВОЕГО МНЕНИЯ, оно безразлично к вопросам политики и озабочено повседневными проблемами выживания. В таком случае активных приверженцев «национального лидера» уже существенно меньше половины. Остальные же «одобряют» в силу конформизма, или отсутствия видимой для них альтернативы, или «облученности» пропагандой федеральных телеканалов.
  8. Опыт анализа проведенного на базе данных, как будто не относящихся напрямую к политическим ориентациям и общественному настроению граждан, поучителен в том смысле, что вовсе не следует безоговорочно доверять ответам респондентов на «лобовые», политически острые вопросы. Куда более информативными могут оказаться как раз «полунейтральные», «невинные», косвенные вопросы. методические «провокации», вроде: «МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ОПАСАЕТЕСЬ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТЕКУЩИХ ДЕЛ В СТРАНЕ?»

(10) «ХОЛОДИЛЬНИК» В КОНТРНАСТУПЛЕНИИ НА «ТЕЛЕВИЗОР»

Данные последних опросов общественного мнения свидетельствуют о снижении «градуса» одобрения действий верховной власти, несмотря на все ее внешнеполитические и пропагандистские усилия. (По материалам Левада-центра).

В топ новостей на Яндексе вышла информация: В России сократилось число довольных работой Путина. Некоторые СМИ подают ее так: «Путина поддерживает больше 80% россиян». Другие: «Работой Путина недовольны 18 процентов россиян».

Основанием для этого «информационного бума» являются данные последнего (январского) опроса Левада-центра. Приведем первичные данные, с динамикой за год.

При этом воспользуемся распределениями ответов на два вопроса, ныне ежемесячно задаваемых Левада-центром своим респондентам:

— ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ?

— ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РФ?

Первый вопрос выясняет отношение к положению дел в стране, второй — к деятельности руководителя страны — В.В. Путина.

Нам приходилось уже неоднократно заниматься рассмотрением и интерпретацией этих двух способов измерения рейтинга первого должностного лица государства: последний — прямой вопрос об оценке деятельности политического деятеля, первый — косвенный вопрос об оценке плодов этой деятельности (правильный / неправильный путь развития страны). (В наших предыдущих материалах мы называли это, соответствкенно «рейтингом одобрения» и «рейтингом эффективности»).

В нижеследующих таблицах показана помесячная динамика обоих показателей на протяжении 2015 года. (Сумма процентов по строкам всегда меньше 100, поскольку здесь о опущены данные о проценте затруднившихся с ответом на соответствующий вопрос).

ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ? (В %% к общему количеству опрошенных)

Когда проводилсяопрос В правильном направлении По неверному пути
01.2015 55 27
02.2015 54 29
03.2015 57 25
04.2015 60 23
05.2015 60 23
06.2015 64 22
07.2015 59 23
08.2015 55 29
09.2015 55 26
10.2015 61 25
11.2015 55 27
12.2015 56 27
01.2016 45 34

ОДОБРЯЮТ / НЕ ОДОБРЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РФ (В %% к общему количеству опрошенных)

Когда проводилсяопрос Одобряют Не одобряют
01.2015 85 15
02.2015 86 13
03.2015 85 14
04.2015 86 13
05.2015 86 13
06.2015 89 10
07.2015 87 12
08.2015 83 17
09.2015 84 15
10.2015 88 12
11.2015 85 14
12.2015 85 14
01.2016 82 18

Из обозрения этих данных явствует, что оба этих рейтинговых показателя (доля ответивших позитивно не соответствующий вопрос), в частности, за последние 7 месяцев пошли на снижение:

— с 59 до 45 % — для оценки положения дел в стране и

— с 87 до 82 % — для одобрения деятельности В. Путина на посту президента РФ.

Соответственно:

— с 23 до 34 % выросла доля полагающих, что страна идет по неверному пути и

— с 12 до 18 % выроста доля негативно оценивающих деятельность В. Путина на посту президента РФ.

Различия для данного объема выборки (N = 1600) — статистически значимые. Кроме того, заметен тренд (тенденция роста либо снижения показателя).

Таким образом. прогнозы социологов, политологов, экономистов сбываются. Изменения в состоянии массового сознания не являются случайными. «Холодильник» в сознании россиян начинает отвоевывать позиции у «телевизора». Но пока только начинает.

(11) БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН НЕ В КУРСЕ НАСЧЕТ «ДЕЛА ЛИТВИНЕНКО»

Опрос проведен 22-25 января 2016 года.

Пресс-выпуск Левада-центра от 29.01.2016)

“ДЕЛО ЛИТВИНЕНКО”

СЛЫШАЛИ ЛИ ВЫ КОГДА-ЛИБО О «ДЕЛЕ ЛИТВИНЕНКО» (ГИБЕЛИ В ЛОНДОНЕ БЫВШЕГО ПОДПОЛКОВНИКА ФСБ, ОБВИНЯВШЕГО РОССИЙСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗРЫВОВ В МОСКВЕ И ВОЛГОДОНСКЕ В 1999 ГОДУ)?

июн.07 янв.16
Внимательно следите за развитием связанных с этим событий 55 3
Наслышаны о нем 26
Что-то слышали о нем, но не знаете в чем суть 39
Впервые слышите о нем 45 32

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ ЛОНДОНСКИЙ СУД ПРИЗНАЛ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА И ГЛАВУ РОССИЙСКОГО СОВБЕЗА НИКОЛАЯ ПАТРУШЕВА «ВЕРОЯТНО ПРИЧАСТНЫМИ» К ГИБЕЛИ АЛЕКСАНДРА ЛИТВИНЕНКО. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИМЕЛ ЛИ ОН ДЛЯ ЭТОГО РЕАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЛИ НЕТ?

Все ответившие Респонденты, которые слышали что-либо о «деле Литвиненко»
Определенно да 3 4
Скорее да 9 11
Скорее нет 25 28
Определенно нет 28 31
Затруднились ответить 36 26

Предыдущие данные о «деле Литвиненко» см. здесь и здесь

Комментарий Левада-центра

Менее трети россиян знают что-либо содержательное о «деле Литвиненко»: 3% опрошенных внимательно следят за развитием событий, 26% наслышаны о нем. Более двух третей опрошенных (71%) либо вовсе не слышали о гибели Александра Литвиненко, либо что-то слышали, но не знают в чем суть. «Возможную причастность» высшего руководства России к смерти Литвиненко рассматривают только 12% респондентов. Большая часть ответивших (53%) считает, что обвинения лондонского суда не имеют под собой реальных оснований. Чуть более трети опрошенных (36%) затруднились ответить.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. Мера осведомленности россиян об обстоятельствах «дела Александра Литвиненко» относительно низка: менее четверти (21% всех опрошенных) более или менее в курсе этих обстоятельств; 39% — «что-то слышали о нем, но не знают в чем суть» примерно треть (32%) — «впервые слышат о нем».
  2. Примечательно, однако, что 8 лет назад (2007), т.е. год спустя после гибели Литвиненко, ответили, что «впервые слышат о нем» 45% всех опрошенных. Таким образом, вытеснения этой темы из социально памяти не произошло. (Или относительное повышение осведомленности — от 45 до 32% слышащих об этом деле впервые — является результатом фокусировки общественного внимания на этой теме в последнее время).
  3. Второй вопрос является «почти провокационным». Респондента (даже если он не в курсе дела) спрашивают, считает ли он (она), что Лондонский суд, признавший президента России Владимира Путина и главу российского совбеза Николая Патрушева «вероятно причастными» к гибели Александра Литвиненко, имел для этого реальные основания?

Несмотря на всю остроту вопроса 12% всех опрошенных и, соответственно, 15% от числа тех, кто слышал что-либо о «деле Литвиненко») ответили на этот вопрос утвердительно. 53% всех опрошенных (соответственно, 59% от числа тех, кто слышал что-либо о «деле Литвиненко»), с разной степенью уверенности, отвечают на этот вопрос отрицательно. 36% (соответственно — 26%) затруднились ответить на этот вопрос.

  1. Но давайте вдумаемся в смысл этой статистики: оказывается уверенно негативный ответ на данный вопрос дали всего 28% всех опрошенных (соответственно, 31% так или иначе осведомленных). Но это значит, что не больше трети опрошенных решительно отметают такое предположение.
  2. Полученные результаты дают основания задуматься над тем, какова же мера УВЕРЕННОСТИ населения страны, что руководители государства не являются преступниками.

30.01.2015

(12) ОТНОШЕНИЕ К ПАМЯТИ О БОРИСЕ НЕМЦОВЕ — ТЕСТ ДЛЯ РОССИЯН

Среди россиян примерно каждый пятый, а среди москвичей — каждый третий поддерживают идею проведения в Москве марша памяти Бориса Немцова (Из опроса Левада-центра).

Пресс-выпуск Левада-центра от 19.02.2016

БОРИС НЕМЦОВ: ВОСПРИЯТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ УБИЙСТВА

Опрос проведен 12 — 15 февраля 2016 года.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КТО ТАКОЙ БОРИС НЕМЦОВ? (респонденты сами называли то, кем для них является Борис Немцов; несколько вариантов ответа)

мар.15 фев.16
Это известный российский политик 50 51
Убит в ночь с 27 на 28 февраля в Москве 42 38
Был губернатором Нижегородской области 31 26
Был депутатом Государственной Думы России 16 18
Был первым вице-премьером правительства России 12 15
Один из лидеров российской оппозиции 22 14
В свое время считался преемником Бориса Ельцина 14 11
Поддержал киевский “Майдан” 10 8
Был депутатом Ярославской областной думы 8 6
Был одним из основателей, председателем политсовета “Союза правых сил” 5 5
Был одним из организаторов “Маршей несогласных”, акций протеста против боевых действий в Украине 5 5
Был одним из организаторов “Маршей несогласных”, акций “Стратегия 31”, “за честные выборы” 5 3
Был сопредседателем партии “РПР-Парнас” 3 2
Был автором докладов “Лужков. Итоги”, “Путин. Итоги.10 лет” и других 2 2
Был одним из создателей движения “Солидарность” 1 2
Другое 2 2
Что-то слышал о нем, но не могу сказать что именно 6 8
Ничего не слышал о нем 4 5

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ДОКЛАДАХ БОРИСА НЕМЦОВА (“ПУТИН. ИТОГИ. 10 ЛЕТ”, “ПУТИН. КОРРУПЦИЯ”)?

мар.15 фев.16
Да, читал(а) 5 5
Не читал(а), но знаком с основными положениями 6 8
Что-то слышал, но не знаю о чем они 21 26
Ничего не слышал(а) о них 64 58
Затруднились ответить 3 3

СЛЫШАЛИ ЛИ ВЫ ОБ ЭКСПЕРТНОМ ДОКЛАДЕ БОРИСА НЕМЦОВА И ВЛАДИМИРА МИЛОВА “ПУТИН. ИТОГИ. 10 ЛЕТ”?

июл.10 янв.11 янв.12
Знакомы с содержанием этого доклада 2 4 2
Что-то слышали о нём 10 18 15
Впервые слышите о нём 82 74 79
Затруднились ответить 6 4 4

КАК ВЫ, ВОЗМОЖНО, ЗНАЕТЕ, В ЭТИХ ДОКЛАДАХ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ПОСТАХ ПРЕЗИДЕНТА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РОССИИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТА КРИТИКА СПРАВЕДЛИВА ИЛИ НЕТ? (в % от всех ответивших)

мар.15 фев.16
Определенно да 3 3
Скорее да 18 15
Скорее нет 20 24
Определенно нет 10 20
Затруднились ответить 48 39

КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У ВАС В ПРОШЛОМ ГОДУ СООБЩЕНИЕ ОБ УБИЙСТВЕ БОРИСА НЕМЦОВА? (один ответ)

мар.15 фев.16
Возмущение, гнев 8 4
Сочувствие, горе 26 22
Тревогу, страх 7 6
Недоумение 17 19
Удовлетворение 1 1
Никаких особых чувств 37 40
Ничего не знаю об этом 2 3
Затруднились ответить 3 5

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БУДУТ ЛИ НАЙДЕНЫ ЗАКАЗЧИКИ УБИЙСТВА БОРИСА НЕМЦОВА?

мар.15 фев.16
Определенно да 9 6
Скорее да 24 23
Скорее нет 28 32
Определенно нет 16 20
Затруднились ответить 23 19

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, УЗНАЕМ ЛИ МЫ КОГДА-НИБУДЬ ПРАВДУ О МОТИВАХ И ЗАКАЗЧИКАХ УБИЙСТВА БОРИСА НЕМЦОВА? (один ответ)

мар.15 фев.16
Определенно да, я верю в профессионализм и объективность наших следователей 8 10
Возможно, что установят исполнителей, но вряд ли раскроют имена заказчиков, полная картина нам останется неизвестной 27 22
Скорее нет, назначат “виновными” каких-то случайных людей, стрелочников, а реальные виновники останутся в тени 21 25
Точно нет, в России ни одно политическое убийство не было до сих пор раскрыто, особенно если дело касается высших лиц в государстве 27 24
Затруднились ответить 18 19

СЛЫШАЛИ ЛИ ВЫ О НАМЕРЕНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПРОВЕСТИ 27 ФЕВРАЛЯ В МОСКВЕ МАРШ ПАМЯТИ БОРИСА НЕМЦОВА?

фев.16
ВсяРоссия Москва
Да 10 22
Нет 91 78
Нет ответа <1 <1

ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ ИДЕЮ ПРОВЕДЕНИЯ В МОСКВЕ МАРША ПАМЯТИ БОРИСА НЕМЦОВА? (в % от всех ответивших)

фев.16
ВсяРоссия Москва
Определенно поддерживаю 3 6
Скорее поддерживаю 14 25
Скорее отношусь отрицательно 11 16
Определенно отношусь отрицательно 10 3
Меня это не интересует 54 44
Затруднились ответить 8 5

**

Комментарий Левада-центра

Каждый второй россиянин помнит Бориса Немцова в первую очередь как «известного российского политика». Чуть более трети опрошенных (38%) запомнили его убийство. Четверть населения (26%) запомнила его как губернатора Нижегородской области. За прошедший год доля россиян, характеризующих его как оппозиционного политика, снизилась. Несмотря на критическое отношение большей части населения к докладам Немцова, число респондентов, которые знакомы с их содержанием, выросло с 32% в 2015 году до 39% в 2016 году. 52% россиян уверены, что не будут найдены заказчики убийства Бориса Немцова, а 49% респондентов не считают, что когда-нибудь станет известна вся правда о мотивах и заказчиках убийства политика. Только десятая часть россиян слышала об инициативе проведения марша памяти Бориса Немцова 27 февраля в Москве (среди столичных жителей в курсе практически четверть опрошенных). В целом преобладает нейтральное отношение к возможному проведению такого мероприятия, однако если по стране поддержка марша составляет лишь 17%, то в Москве практически треть опрошенных (31%) относится к нему положительно

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. Нет нужды повторять основные цифры из материалов опроса Левада-центра показывающих отношение россиян к едва ли не важнейшему событию общественно-политической жизни страны прошлого года — демонстративному заказному убийству самого яркого (и, добавим, перспективного) оппозиционного политика, буквально под стенами Кремля. Марш памяти Бориса Немцова, который состоится в центре Москвы 27 февраля, тоже может стать историческим событием.
  2. Поскольку эта тема является не только политической, но и мемориальной, затрагивающей собственно человеческие струны всякого респондента, есть основания предполагать повышенный градус откровенности ответов на вопросы, в сущности (не прямо, а косвенно!) выясняющих гражданственную ориентацию опрашиваемых. Здесь труднее ответить не так, как на самом деле думаешь, или лукаво уклониться от ответа. И выражение мнения по данному вопросу не кажется «опасным», могущим иметь нежелательные последствия.
  3. С учетом сказанного, можно утверждать, что является достаточно реалистичным близкое к равновесию соотношение тех, кто так или иначе поддерживает идею проведения марша памяти Бориса Немцова (17% всех опрошенных) и тех, кто к этой идее относится отрицательно (21%). Равно как и тот показатель, что 54% это «не интересует» (а еще 8 % — затруднились ответить).

Да, по вопросу политических предпочтений наше общество может быть описано формулой: 1 — 3 — 1. Где крайние («верноподданническая» и «оппозиционная») позиции примерно равны (по 20%), а средняя (аполитичная, индифферентная, «болото») составляет большинство (порядка 60%).

  1. В более «социально продвинутой» Москве соотношение крайних позиций смещено в пользу «оппозиционной» (31% против 19% у «верноподданнической»). Это не значит, конечно, что треть населения Москвы готова участвовать в Марше памяти, но во всяком случае сочувствует, поддерживает демонстрантов.
  2. Примечательна цифра — 17-18%, которую обнаруживаем в распределениях ответов на разные вопросы, которые могут рассматриваться как контрольные по отношению друг к другу. Это и доля поддерживающих идею проведения марша памяти Бориса Немцова, и доля считающих справедливой критику в адрес Владимира Путина в докладах Бориса Немцова “Путин. Итоги. 10 лет” и “Путин. Коррупция”.

С учетом современных трактовок критики режима, как морально осуждаемого и даже уголовно наказуемого деяния, доля людей, не скрывающих своего критического, оппозиционного настроя («пятой колонны»?) в современном российском обществе приближается к одной пятой. Это можно считать надежно установленным социальным фактом.

  1. Примечательно далее, что не более 10% (т.е. вдвое меньше, чем процент активистов-«верноподданных») верят в то, что преступление — убийство Бориса Немцова — будет полностью раскрыто (включая действительных заказчиков). Остальные выбирают ответы: «Возможно, что установят исполнителей, но вряд ли раскроют имена заказчиков, полная картина нам останется неизвестной» (22%); «Скорее нет, назначат “виновными” каких-то случайных людей, стрелочников, а реальные виновники останутся в тени» (25%); «Точно нет, в России ни одно политическое убийство не было до сих пор раскрыто, особенно если дело касается высших лиц в государстве» (24%). 19% опрошенных затруднились с ответом на соответствующий вопрос.
  2. Таким образом, фактическое отрицание возможности действительного раскрытия политического убийства в современных общественно-политических условиях выражает подавляющее большинство опрошенных (напомним, более чем наполовину — индифферентных если не к самому этому преступлению, то к идее отметить его годовщину Маршем памяти, т. е. массовой акцией, в сущности, оппозиционного свойства).

Однако открыто (пусть только перед социологами-полстерами) заявляющих о своей солидарности с позицией злодейски убитого лидера оппозиции — не более 20%. Много это или мало? Нам представляется что — НЕМАЛО.

  1. Газета «Коммерсантъ» приводит мнения авторитетных экспертов, в связи с рассмотренными выше данными опроса общественного мнения: «Заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин считает, что убийство Бориса Немцова всколыхнуло россиян, но спустя год «острые переживания уменьшились». Старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов уверен, что население не считает «чем-то из ряда вон выходящим» убийство Бориса Немцова: «Таких убийств было много в новейшей истории России»».
  2. Думается, что настоящий опрос не сводится к проблеме восприятия и расследования убийства Бориса Немцова. Это — не намеренно, так спонтанно состоявшийся тест массовому сознанию на предмет отношения к современному режиму.

(13) В. ПУТИН: ПАДЕНИЕ РЕЙТИНГА ДОВЕРИЯ И… РОСТ ЗАЯВЛЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Пару дней назад в топ новостей Яндекса вышла информация, исполненная «драматизма». Заголовки варьировали от алармистских до успокаивающих: «Доверие к Путину падает» vs — «Большинство россиян хотят видеть Путина на посту президента после выборов 2018 г.».

Как обычно, журналисты избегали приводить формулировки вопросов, которые задавал респондентам Левада-центр, оказавшийся эдаким ньюс-мейкером. Говоря «рейтинг снизился на 10 процентов», работники СМИ демонстрировали свою статистическую малограмотность, ибо в действительности имело место снижение показателя на 10 ПРОЦЕНТНЫХ ПУНКТОВ.

И т. д. Понемногу страсти улеглись. 73% заявляющих (с разной степень уверенности) о своем доверии «национальному лидеру» — это тоже очень много, если брать на веру ответы всех респондентов на соответствующий вопрос интервьюера. Материалы опросв Левада-центра, как мы считаем, показывают лишь НАЧАЛО тренда снижения рейтинга.

Обратимся к первоисточнику, то есть непосредственно к данным мартовского опроса Левада-центра.

**

Пресс-выпуск Левада-центра от 21.03.2016:

ВЛАДИМИР ПУТИН: ОТНОШЕНИЕ И ДОВЕРИЕ

Опрос проведен 11 — 14 марта 2016 года.

КАКИМИ СЛОВАМИ ВЫ МОГЛИ БЫ ОБОЗНАЧИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ? (несколько вариантов ответа)

мар.00 фев.02 фев.05 мар.08 янв.11 мар.13 мар.14 мар.15 мар.16
Восхищение 3 4 3 9 3 2 6 10 8
Симпатия 29 30 25 41 28 18 31 37 30
Не могу сказать о нем ничего плохого 34 37 35 34 36 30 29 30 30
Нейтральное, безразличное 11 10 14 10 18 22 15 10 15
Настороженное, выжидательное 14 11 10 2 4 10 6 5 8
Не могу сказать о нем ничего хорошего 5 5 8 3 5 8 7 3 4
Антипатия 2 2 2 1 2 5 2 2 3
Отвращение <1 <1 1 <1 1 2 <1 1 1
Затруднились ответить 4 2 2 2 3 3 4 2 3

В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ?

мар.00 фев.02 фев.05 мар.08 янв.11 мар.13 мар.14 мар.15 мар.16
Полностью доверяю 15 11 13 29 12 7 16 26 21
Скорее доверяю 48 61 52 55 58 50 55 57 52
Скорее не доверяю 17 13 22 9 18 25 15 10 14
Совершенно не доверяю 7 7 6 3 4 10 5 4 5
Затруднились ответить 14 8 7 4 8 7 8 3 8

ЧТО ВАС ПРИВЛЕКАЕТ ВО ВЛАДИМИРЕ ПУТИНЕ? (несколько вариантов ответа)

окт.99 мар.02 мар.05 окт.07 янв.11 янв.13 мар.14 мар.15 мар.16
Это опытный политик 7 13 17 34 31 30 36 40 33
Это энергичный, решительный, волевой человек 41 41 35 37 34 28 32 41 31
Он защищает государственные интересы 16 11 18 23 25
Поддерживаю его внешнюю политику 6 8 18 16 22
Это дальновидный политик 6 11 10 15 16 10 16 23 21
Это настоящий лидер, способный повести за собой людей 9 13 14 22 19 14 19 25 20
Это человек, который обеспечивает стабильность в стране 10 14 15 23 13 16 15 17 14
Он пользуется уважением среди окружающих меня людей 8 16 15 17 14 6 9 11 9
Он способен к компромиссам, объединению различных политических сил 5 11 11 11 7 6 11 11 9
Это принципиальный человек 9 12 9 7 8 7 7 6 7
Это внешне симпатичный человек 10 14 18 13 8 12 7 6 5
Это честный, порядочный, бескорыстный человек 6 11 12 14 7 4 3 5 4
Он знает жизнь, понимает нужды простых людей 4 12 8 8 8 4 3 3 2
Поддерживаю его политику на Северном Кавказе 24 6 6 3 3 3 4 5 2
Другое 1 1 2 1 2 2 1 1 1
Затруднились ответить/ ничего 24 18 16 9 16 26 15 11 12

ЧЕМ ВАМ НЕ НРАВИТСЯ ВЛАДИМИР ПУТИН? (несколько вариантов ответа)

окт.99 мар.02 мар.05 окт.07 янв.11 янв.13 мар.14 мар.15 мар.16
Он связан с коррумпированными политиками 2 7 9 4 6 16 18 19 17
Он связан с крупным капиталом 9 17 19 21 17
Ему чужды интересы народа 3 3 7 6 6 10 9 7 11
Он не справляется с руководством страной 3 5 13 3 5 12 4 4 6
У него нет четкой политической линии 5 13 14 4 4 7 3 8 5
Все его действия рассчитаны лишь на повышение собственной популярности 5 10 10 4 5 12 6 5 5
Он не способен к компромиссам 3 2 4 2 2 3 1 2 3
Это недальновидный политик 2 3 6 3 3 4 2 2 3
Это слишком жесткий политик 6 3 4 2 3 4 4 2 2
Он не пользуется уважением среди окружающих меня людей 2 3 3 2 4 5 3 3 2
У него нет ярких политических качеств 8 7 7 3 3 4 1 2 2
Он не способен вести за собой людей 4 2 5 1 2 3 2 1 1
Это слабый, нерешительный человек 1 4 5 2 2 3 2 2 1
Это беспринципный человек 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Это внешне несимпатичный человек 5 3 2 1 2 2 1 1 1
Другое 4 3 4 6 5 6 3 6 4
Все нравится/затруднились ответить 53 42 38 62 58 41 49 51 53

ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ВЛАДИМИР ПУТИН БЫЛ ИЗБРАН НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ЕЩЕ НА ОДИН СРОК — ИЛИ ЧТОБЫ ЕГО НА ЭТОМ ПОСТУ СМЕНИЛ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК?*

мар.04 фев.15 фев.16
через четыре года через три года через два года
Хотел бы, чтобы Путин вновь был избран на пост Президента России 33 57 65
Хотел бы, чтобы Путина на посту Президента России сменил другой человек 39 25 22
Затруднились ответить 29 19 13

Фильм BBC о Владимире Путине

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О ФИЛЬМЕ “БИ-БИ-СИ” О ЛИЧНОМ БОГАТСТВЕ ПУТИНА, ЕГО КОРРУМПИРОВАННОСТИ И ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ВЫСШИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ США, СОГЛАШАЮЩИХСЯ С ВЫВОДАМИ ФИЛЬМА?*

фев.16
Смотрели этот фильм сами 3
Читали или слышали о нем, но сами не смотрели 29
Ничего не слышали о нем 68

КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ МНЕНИЙ ОБ ЭТОМ ФИЛЬМЕ БЛИЖЕ ВСЕГО К ВАШЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ? (в %% к числу тех респондентов, кто слышал о фильме)*

фев.16
Это враждебная пропаганда, направленная против всей России 32
Это клевета, затрагивающая лично Владимира Путина 22
Это похоже на правду 20
Я почти уверен в том, что все, о чем говорится в фильме — так и есть 7
Затруднились ответить 19

* Опрос проведен 19-24 февраля 2016 г., N=1600

**

КОММЕНТАРИЙ ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

У большей части населения сохраняется позитивное восприятие Владимира Путина. Уровень доверия к действующему президенту сохраняет высокий «посткрымский» уровень, однако за прошедший год доля респондентов, доверяющих ему, снизилась с 83% в 2015 г. до 73% в 2016 г. Более двух третей опрошенных (65%) по-прежнему хотели бы видеть Путина на посту президента через два года (против всего 33% в 2004 г.). 32% россиян знакомы с содержанием фильма BBC про Владимира Путина. Из них 54% опрошенных воспринимают фильм отрицательно. Каждый четвертый из тех, кто знает суть фильма, готов согласиться с его выводами.

**

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. В комментарии Левада-центра отражено основное направление динамики показателей отношения и доверия к Владимиру Путину: за истекший год (с марта 2015 по настоящее время) произошло снижение этих показателей, которое уже никак нельзя объяснить «сезонными флуктуациями» или статистической погрешностью. Так, на вопрос: «В какой мере Вы доверяете Владимиру Путину?» доля позитивных ответов (разной степени уверенности) снизилась на 10 процентных пунктов (73 против 83%).
  2. Соответственно, почти на одну треть уменьшилась суммарная частота выбора положительных ответов («восхищение», «симпатия») на вопрос: «Какими словами вы могли бы обозначить свое отношение к Владимиру Путину?» (37 против 48 показателя суммарной частоты). Примерно на одну пятую уменьшилась суммарная частота выбора позитивных ответов при ответе на вопрос: «Что вас привлекает во Владимире Путине?» (204 против 243 показателя суммарной частоты).
  3. В некотором противоречии с этими трендами находится динамика распределения ответов на вопрос: «Вы бы хотели, чтобы Владимир Путин был избран на пост президента России еще на один срок — или чтобы его на этом посту сменил другой человек?» В феврале 2015 57% опрошенных выбрали вариант ответа; «Хотел бы, чтобы Путин вновь был избран на пост Президента России». А в феврале 2016 такой вариант ответа выбрали уже 65% респондентов.
  4. Итак, получается: доверяют меньше, но готовы поддерживать больше. Этот парадокс, возможно, следует отнести за счет эффектов методики. Или же — за счет отсутствия усмотрения массовым сознанием реальной альтернативы нынешнему правителю.
  5. Весьма интересно распределение ответов на вопросы о знакомстве и об отношении к фильму БИ-БИ-СИ о личном богатстве Путина и его персональной коррумпированности. Две трети опрошенных (68%) ничего не слышали об этом фильме. Читали или слышали о нем, но сами не смотрели — 29% опрошенных. И только 3% смотрели этот фильм сами (хоть он и был доступен в интернете).
  6. Из числа респондентов, которые хотя бы слышали об этом фильме (таковых около трети опрошенных), свыше половины (54%) считают его «враждебной пропагандой, направленной против всей России» или «клеветой, затрагивающей лично Владимира Путина». С другой стороны, 27% ранее слышавших об этом фильме считают, что «это похоже на правду» (20 %) или даже: «Я почти уверен в том, что все, о чем говорится в фильме — так и есть» (7%). 27% от одной трети опрошенных — это примерно 9% от общего количества респондентов. 19% ранее слышавших об этом фильме (или 6% от общего количества опрошенных) затруднились дать ответ на вопрос об их отношении нему.
  7. Итак, около 45% слышавших или даже смотревших данный фильм БИ-БИ-СИ (или 15% от общего количества опрошенных не исключают возможности, что во главе государства стоит коррупционер.
  8. В заключение, повторим сказанное в начале этого материала: снижение «рейтинга доверия» к Владимиру Путину за последний год нельзя считать случайным, И оно отражает действительные подвижки в состоянии массового сознания. Притом, что заявленная поддержка ему со стороны россиян пока остается достаточно высокой.
Окончание

Один комментарий к “Андрей Алексеев: О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам. Продолжение

  1. Профессор МГУ криминалист Якимов как-то сказал, что лучше верить свидетелю, из которого надо клещами вытягивать каждое слово, чем свидетелю, который охотно повествует об эпизоде дела, про который его спрашивают.
    lbsheynin@mail.ru

Обсуждение закрыто.