Михаил Ривкин: Ханука — во времена оны и в наши дни

Иудаизм, который до того еле теплился, и мог вот-вот раствориться среди окружающих языческих культур эллинизма, вступил в стадию расцвета.

Ханука — во времена оны и в наши дни

Михаил Ривкин

Что представляла собой Ханука ещё совсем недавно? Короткое богослужение в синагоге с добавлением к ежедневной молитве Халлеля и праздничной вставки «За чудеса…», зажигание маленьких и тонких свечей. Дома — латкес и карты для взрослых, ханукальный волчок для детей.

А что такое Ханука сегодня? Праздник Хашмонеев, праздник освобождения, великий национальный праздник, который евреи во всём мире отмечают балами и торжественными заседаниями, песнями и гимнами, процессиями и парадами. В старый праздник как бы вдохнули новую душу, и свежие ветры повеяли среди нас. Но одно ясно: если бы погасли эти маленькие и скромные свечи, если бы наши старики не хранили ханукальные обычаи в синагоге и дома, если бы мы позабыли про латкес, карты и волчки, то и праздник Хашмонеев не смог бы прийти к нам. Нам нечего было бы менять, нечего обновлять. Новый дух нашего времени не нашёл бы того тела, в которое он мог бы вселиться. С самим событием Хануки произошло то же, что и с праздником. Что знали наши старики о том событии, в память о котором был установлен праздник Ханука? Уже Талмуд вынужден начать свой рассказ об этом событии с вопроса: «Что такое Ханука?». До такой степени мало знали в народе о великой победе Хашмонеев. Религиозные евреи знали о чуде со склянкой масла, слышали о победе слабых над сильными, чистых над нечистыми, и смешивал эти смутные слухи, связанные с «Мататитьяху сыном Йоханана, первосвященником» и «злодейском царстве греческом» с легендами о Йехудит и Олоферне, и т.п. Даже имя Йехуды Маккавея не было известно тем, кто не читал Йосифона. А весь период Хашмонеев и вовсе был покрыт густым туманом. Какой-то «Йоханан, первосвященник, который стал цдуки» (садуккеем). Какой-то «царь Яннай», который перебил мудрецов Торы. Какая-то Шломцион, царица, сестра Шимона бен Шетаха, царствие которой было благодатными годами для Израиля. Какие-то «Гурканос и Аристобулос», которые воевали друг с другом за власть. Это, в общем, всё, что знали учёные люди об этом великом этапе еврейской истории.

А теперь? Теперь перед нами развёртывается панорама грандиозных событий, уникальных в мировой истории, поразительного нравственным героизма, проявленного в ту пору, невероятной победы маленького и слабого народа над куда более сильным противником. Сегодня мы знаем, что если бы не династия Хашмонеев, не было бы на свете еврейского народа. Ибо во времена Маттитьяху этот маленький народ с севера теснили самаритяне, с юга — эдумеи и наббатеи, с востока — аммонитяне, с запада, со стороны моря — греки. Пояс греческих городов окружал Иерусалим. В двух часах от Иерусалима заканчивалось еврейское присутствие в стране Израиля. Гезер был греческим городом, так же и Яффо, Газа, Акко. Шомрон был вотчиной самаритян, Галилея была «гойской Галилеей». Все портовые города и остальные торговые центры были в руках греков, политическая власть была в руках египтян или эллинизированных сирийцев. Чужие народы раздирали на части маленькую Иудею, в Заиорданье еврейские города жестоко притеснялись, в Галилее в те времена еврейское население было столь малочисленно, что Иехуда Маккавей смог собрать их всех вместе, с жёнами, детьми и имуществом, и увести в Иерусалим. Не большинством, а меньшинством были тогда евреи в родной стране.

И всё это кардинально изменилось в результате побед Иехуды Маккавея и его брата Йонатана, в результате завоеваний Шимона, его сына Йоханана Гуркануса, Иехуды Аристобулоса и Александра Янная. Шомрон, Эдом, Галилея, Заиорданье, прибрежные греческие города были завоёваны и, тем самым, возвращены их изначальным хозяевам. Торговля, вместе с прибрежными её центрами, перешла в руки евреев. Мудрая морская политика принесла богатство и изобилие в страну. Население увеличилось в результате улучшения экономического положения, а также в результате политики обращения в иудаизм других народов. Был существенно обновлён и «актуализирован» иврит, вновь ставший главным языком культуры и повседневной речи, на иврите написаны в ту пору книги Первая Маккавеев, Иехудит, Товия, Ханоха, Юбилеев, Завещания двенадцати патриархов, Притчи Шломо. Правители и цари Израиля впервые начали чеканить монету с еврейскими надписями. Были построены грандиозные архитектурные сооружения, такие, как Пещера Махпела (Усыпальница патриархов), Могила Захарии, обелиск (памятник) Авшалома. Имеются достаточные доказательства, что все, или значительная часть этих зданий относятся к периоду Хашмонеев. В период Хашмонеев были заложены первые основы Мишны, как в плане содержания, так и в плане языка. И вообще, иудаизм, который до того еле теплился, и мог вот-вот раствориться среди окружающих языческих культур эллинизма, вступил в стадию расцвета. Число исповедующих его чрезвычайно умножилось, его духовная и политическая сила возросла, и из глухого уголка, которым была маленькая Иудея, распространилось на внешний мир влияние, которое вызвало существенные подвижки в странах Запада и Востока, так что он стал, в конце концов, хотя и в превратной и необычной форме, мировой религией. Более того, Он вырос и усилился в такой степени, что даже падение Храма и опустошение страны не смогли его похоронить, как это произошло с культурами и религиями других народов.

Все эти великие исторические события стали возможны, в конечном счёте, именно в результате столетнего правления Хашмонеев в Израиле.

4 комментария для “Михаил Ривкин: Ханука — во времена оны и в наши дни

  1. Меня попросили отреагировать на нижеследующую публикацию в «вашингтон Пост» о Хануке
    Не повторяя сказанного в статье, отвечу кратко по пунктам:
    1.Из самых первых строк статьи совершенно очевидно, что галахический статус Хануки несопоставим с ритуально-галахическим статусом Трёх Больших праздников, Рош а-Шана и Йом Кипура. Я пишу не об изменении галахического сьтатуса, а о росте общественного значения Хануки. И если в США это общественное значение ещё больше, чем даже у нас, в Израиле — этому можно тоолько радоваться. Прекрасно было бы, если бы все 6 миллионов американских евреев строго соблюдали и исполняли бы все еврейсой традиции. Но если хотя бы один пользуется популярностью — чудесно.
    2. В моей статье нет ни слова о религиозной свободе. Ханука — это победа в национально-освободительной войне за независимость. Так её описыфвают Первая и Вторя Книги Маккавеев, И. Флафий, и именно благодаря этому её историческому и духовному месту в коллективном прошлом евреев так выросло в наши дни её значение.
    Понятно, что в США, в условиях жесточайшей охлократической политкорректности, многие раввины будут преподносить как \»борьбу за свободу религии\» любой еврейский праздник — от Пэсаха до Пурима. Визраиле мы, надо полагать, свободны от этих ритуальных приседаний.
    3. Монархия Хашмонеев была в высшей степени успешна в своей внешней и внутренней политике.это было возможно только при услрвии умелого сочетания некоторых военных, государственных, фискальных моделей эллинисчтической монархии, игравших роль \»твёрдого карскаса\» или \»скорлупы яйца\» и духовного, религиозного, культурного наполнения: сохранения в чистоте всех храмовых и внехрамовых ритуалов, введения системы регулярного еврейского школьного образования, гиганской работы (она нначалась ещё до Хашмонеев и закончилась много столетий спустя) по упорядочению и кодификации ТАНАХа. Борьба с ассимиляцией в эпоху Хашмонеев это сложный, диалектический процесс. Узкая верхушка цдцким (включая самих хашмонеев) на каком-то этапе, действительно, приняла греческий язык и многие элементы бытовой культуры. Но на этом этапе (коней второго — начало Первого веков) уже созрела и окрепла альтернативнвя духовная элита, Прушим, которые сделали первый шан к формированию повседневной бытовой галахи, твёрдо придерживались иврита, не допучкали никаких культурных и бытовых эллинистических новшеств.

    1. Важные дополнения (IMHO):
      1) Ханука это победа Хашмонеев в борьбе за свой образ жизни и за своё мировоззрение, в основе которых лежит их вера.
      Это гораздо больше, чем политкорректная «борьба за свободу религии» и даже «национально-освободительная война за независимость».
      2) Прушим (фарисеи) очень уважали и ценили «греческую мудрость», то есть науку и философию. Даже придумали «благословение при встрече с великим ученым независимо от его взглядов на религию».
      (цитата из http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer3/Dynin1.php )

  2. А нельзя исправить опечатку в названии?
    ——
    Ой, «слона-то я и не заметил!»
    Спасибо. Исправлено.
    Выпускающий редактор

Обсуждение закрыто.