«Там и тогда» … наглая ложь, тиражируемая всесильной пропагандистской машиной, научили нас читать между строк. Слышать одно — понимать другое. Большинство уроженцев и старожилов Израиля лишено этой закалки.
«Ненавистная моя родина», или
Еще раз о праве общества знать правду
Евгения Кравчик
Стихотворение «Родина» было написано поэтессой и диссидентом Ириной Ратушинской в 1977 году.
Привожу отрывок, не вдаваясь в последствия, обрушившиеся на автора спустя пять лет: арест, суд, приговор по статье «антисоветская агитация и пропаганда» и женская колония строгого режима «для особо опасных государственных преступниц» в Мордовии:
Ненавистная моя родина!
Нет постыдней твоих ночей.
Как тебе везло
На юродивых,
На холопов и палачей!
Как плодила ты верноподданных,
Как усердна была, губя
Тех — некупленных
и непроданных,
Осужденных любить тебя!
Израиль-2015 не сопоставим с СССР-1977 ни по каким статьям.
Там и тогда — тоталитарное мышление, «прослушки», стукачи, расправы с инакомыслящими и страстная, изнуряющая жажда свободы.
Здесь и сейчас — божественно красивая сильная свободная демократическая страна, построенная в рекордно короткие (по меркам всемирной истории) сроки.
Там и тогда — жесткая уравниловка на фоне стремительно жиреющих под аккомпанемент славословий в адрес политбюро «народных избранников».
Здесь и сейчас — истеричные крики о массовой, чуть не поголовной бедности, беспомощности политического руководства и обреченности сионистского проекта (мол, жизнеспособность Израилю гарантирует только отступление и дробления одного государства на два).
Кричат о виртуальных бедах политики — профессионалы и начинающие из числа амбициозных любителей. Ежедневно 24 часа в сутки хорошо поставленным голосом зачитывают с экранов планшетников и смартфонов зубодробительные лозунги, сочиненные высокооплачиваемыми политтехнологами — виртуозами зомбирования масс.
«Молодые семьи не в состоянии купить квартиру в Рамат-Авив «гимел»!» — вопят со своих фешенебельных вилл претенденты на власть. Интервью ненасытным радиостанциям дают из элегантно обставленных офисов и салонов автомобилей престижных марок.
В унисон с претендентами на членство в правящей элите генерирует ненависть к Стране могущественная израильская пресса: газеты, интернет-сайты, радио и ТВ состязаются друг с другом, кто скорее накопает больше грязи, чтобы вылить-выплеснуть… На кого и почему?!
Языком фактов
Факты свидетельствуют: в одном только 2014 году — на пике «провальной» (прислушаемся к визгу политиков, идущих на выборы единым фронтом под лозунгом «Он или мы») — каденции правительства Нетаниягу израильтяне приобрели 250.000 (четверть миллиона!) новых автомобилей. Число смартфонов, которыми оснащена start up nation, включая первоклассников, вряд ли поддается подсчету: немалая их часть привезена в Израиль из-за рубежа, куда солидный процент обнищавшего-изголодавшегося народа ездит не менее двух раз в год.
Что же касается покупок онлайн, то 31 декабря 2014 г. экономическое издание TheMarker сообщило: по этому показателю микроскопический Израиль занимает второе место в мире (!).
В соответствии с двумя опросами, результаты которых были опубликованы компанией PayPal и «Интернет-ассоциация», 82% израильтян, подключенных к Сети, делали в 2014 году покупки. И накупили товаров, по данным PayPal, на общую сумму 7.900.000.000 (семь миллиардов девятьсот миллионов!) шекелей.
Не стану перечислять экзиты компаний израильского хай-тека или объем продаж за рубеж прогрессивных агротехнологий: по обоим показателям мы (вспомним старую советскую песню) «впереди планеты всей».
«Железный купол», спасший минувшим летом тысячи человеческих жизней, — отечественное изобретение.
В таком случае, почему в последние недели во мне навязчивым рефреном звучит строфа «ненавистная моя родина», написанная в самые темные советские времена?
Журналисты или политтехнологи?
До выборов в Израиле (для меня их исход жизненно важен — гражданства другой страны у меня нет) остается месяц — и по мере приближения голосования ощущение раздвоения личности усиливается с каждым часом.
Ежесекундно на избирателей выплескивают ушаты зловонной, смердящей грязи. Под напором потока демагогии сам не заметишь, как в унисон с советской поэтессой, имя которой израильтянам вряд ли известно, взвоешь-зарычишь: «Ненавистная моя родина», в интерпретации «здесь и сейчас» — правительство «ненавистного Нетаниягу!» Ничего, кроме темной, подсознательной ненависти к Нетаниягу, его жене, детям; к дому, в котором живет; к земле, по которой он ходит; к воздуху, которым дышит, — «черный пиар» не вызывает. Мыслимое ли дело: за две (две!) каденции Израиль — невзирая на отчаянное давление Белого дома и Евросоюза — ни на миллиметр не отступил с освобожденных в Шестидневную войну земель. Какие чувства, кроме ненависти, может вызывать премьер неукротимо-несговорчивой крошечной страны, которая находится на пылающем, нестабильном, стремительно и непредсказуемо меняющемся новом (без кавычек) Ближнем Востоке?!
Именно об этом — открыто, почти без эвфемизмов — говорили вечером 15 февраля участники церемонии вручения Израильской премии за критику прессы имени Кеннета Абрамовича в тель-авивском доме журналиста «Бейт Соколов».
В этом году добровольное объединение «Право общества знать» (ПОЗ) отмечает свое 20-летие, а учрежденная им премия вручается в 15-й раз подряд.
Доктор Юваль Штайниц, первый президент ПОЗ, напомнил: когда в 2000 году было решено впервые присудить премию за журналистскую честность и неподкупность, известный политический комментатор газеты «Едиот ахронот» Нахум Барнеа опубликовал статью, содержавшую весьма прозрачные намеки. Мол, если лауреаты (Иоав Ицхак и Мати Голан) решатся принять премию от таких правых интеллектуалов, убежденных сторонников национального лагеря, как профессор Эли Полак (бессменный председатель «Права общества знать»), доктор Исраэль Мейдад, депутат Кнессета доктор Узи Ландау, они станут изгоями в профессиональном цехе.
На том этапе, напомню, подавляющее большинство израильских СМИ обслуживало один-единственный политический лагерь и одну идею (точь-в-точь, как пресса в тоталитарном «совке» эпохи брежневского застоя). Зато в последние годы — благодаря бескомпромиссности ПОЗ — в Израиле появились газеты, пытающиеся освещать нашу действительность полифонично. Одну из них, впрочем («Исраэль ха-Йом») «слуги народа», объединенные идеей «Он или мы», усиленно пытаются закрыть.
Доктор Юваль Штайниц рассказал:
— Сегодня перед началом церемонии меня спросили, стала ли израильская пресса более объективной за последние 15 лет. Я ответил: «Да, но…» Деятельность добровольного объединения «Право общества знать» определенно оказала влияние на СМИ: редакторы и журналисты «вспомнили» об элементарных требованиях профессиональной этики, но до настоящей объективности прессе еще очень-очень далеко. К величайшему моему сожалению, в публикациях СМИ пока очень мало правды, а ведь именно в правдивом освещении текущих событий заключается главное и единственное предназначение журналистики.
Штайниц привел пример, связанный с его деятельностью на посту министра по делам разведки.
— Недавно я участвовал в Мюнхене в работе конференции по вопросам безопасности, возглавлял израильскую делегацию, — рассказал он. — В соответствии с программой международного форума, я встретился и провел беседы с главами делегаций Германии, Франции, с главой МАГАТЭ, министрами иностранных дел… Обсуждали, среди прочего, опасность, которую таит в себе (прежде всего для Израиля) иранская ядерная программа. Но как осветила израильская пресса итоги конференции? А вот как.
На конференции присутствовал вице-президент США Джо Байден. Перед началом одного из пленарных заседаний мне пришлось пройти мимо него, чтобы добраться до отведенного мне места в том же ряду. Этика требует пожать руку представителям тех иностранных государств, с которыми ты знаком. Вначале я обменялся рукопожатиями с добрым десятком министров, после чего пожал руку и Байдену, а также сидевшим рядом с ним политикам, включая Ангелу Меркель и Петра Порошенко. Вскоре на одном из популярных израильских сайтов было помещено сообщение под заголовком: «Министр Штайниц стоит в очереди, чтобы пожать руку вице-президенту США Джо Байдену». На конкурирующем ресурсе заголовок был еще более уничижительным. Я живо представил, что написали бы на тех же сайтах, если бы я прошел в полуметре от Байдена и не протянул ему руки!
Конференция проходила в те дни, когда израильские СМИ усиленно нагнетали истерию, утверждая, что никогда еще в истории страны не было такого кризиса в отношениях с США, как сейчас, и что представители Белого дома категорически отказываются видеть главу правительства и министров, — продолжал Штайниц. — Лично я на одном из заседаний выступал в присутствии Байдена, а потом мы с ним долго беседовали. Несмотря на это, израильские СМИ вышли в свет с аршинными заголовками: «Сердечная доверительная встреча главы оппозиции Ицхака Герцога с вице-президентом США Джо Байденом». Об официальных беседах Байдена с главой израильской делегации — ни звука!
В последние дни, — напомнил Штайниц, — пресса подняла скандал по поводу демонстративной отставки членов комиссии по присуждению премии Израиля в области литературы. На главу правительства обрушились с сокрушительной критикой, потому что он не утвердил кандидатуры кое-кого из членов судейской коллегии. Лично я никогда не забуду, как в бытность премьер-министром Ицхак Рабин «выбраковал» профессора философии Ешаягу Лейбовича, которому комиссия УЖЕ присудила премию Израиля. Лишь после того как Рабин заявил, что он не придет на церемонию вручения, решение судейской комиссии аннулировали. Свой протест Рабин обосновал тем, что профессор Лейбович призывал к отказу от службы в Армии обороны Израиля. Но при этом небеса не обрушились, никто из членов судейской коллегии не объявил об отставке и не побежал в телестудию крыть Рабина на все лады. Пресса смущенно помалкивала. Потому что, с точки зрения «объективных» израильских СМИ, главе правительства, представляющему левый лагерь, позволено аннулировать уже присужденную коллегией премию, зато правому премьеру категорически воспрещено исполнять свои служебные обязанности, в которые, среди прочего, входит утверждение кандидатур членов судейской коллегии.
Прежде всего, пресса должна придерживаться фактов, не подменяя их комментариями и не пользуясь фигурой умолчания. Только в этом случае СМИ смогут стать гарантом демократии, — подвел черту Юваль Штайниц.
Говорить правду — значит плыть против течения
Аналогичные факты привели в своих выступлениях спикер Кнессета Юлий Эдельштейн и бывший посол Израиля в США Залман Шуваль, а учредитель Израильской премии за критику прессы американец Кеннет Абрамович пожелал журналистам всегда, при любых обстоятельствах придерживаться фактов и одних только фактов.
В этом году лауреатами премии за критику прессы стали Аяла Хасон, директор Отдела новостей Гостелерадио, и Итамар Маркус — основатель и бессменный директор Израильского исследовательского института по изучению палестинских СМИ, редактор информационного англоязычного агентства Palestinian Media Watch («Мониторинг палестинской прессы»).
Институт последовательно разоблачает откровенное двуличие лидеров Палестинской автономии: в речах, которые Абу-Мазен и другие высокопоставленные представители ООП озвучивают на языке международного общения — английском, они заявляют о стремлении к миру (в обмен на раздел Иерусалима и полное отступление Израиля с территорий, освобожденных в Шестидневную войну). Однако, обращаясь к своему народу на арабском языке, они всегда, при любых обстоятельствах подстрекают к насилию — вооруженной борьбе с «сионистским врагом».
Вскрыл Итамар Маркус и тот факт, что на географических картах в школьных учебниках ПА нет такого государства — Израиль. Вся территория, на которой находятся Израиль и автономия, преподносится подрастающему поколению как «Палестина».
Что касается Аялы Хасон, то она — плоть от плоти израильской журналистской «бранжи», в симпатиях к национальному лагерю никогда замечена не была. Несмотря на это, передача «Ха-коль дибурим» («Все это разговоры»), которую Хасон ведет по четвергам на радиостанции «Решет Бет», и пятничная телепрограмма «Дневник» принципиально отличаются от однобокой израильской журналистики образца советского застоя: Аяла позволяет противоположной стороне высказать свое мнение. Благодаря этому ее передачи отличаются объективностью и сбалансированностью.
Вместо послесловия
«Там и тогда» беззастенчивое прославление вождей, «достижений социализма» и прочая наглая ложь, тиражируемая всесильной пропагандистской машиной, научили нас читать между строк. Слышать одно — понимать другое.
Большинство уроженцев и старожилов Израиля лишено этой закалки. Они не в состоянии отличить пронизанную подтасовками и искаженными, кастрированными фактами, построенную на фигуре умолчания пропаганду, подаваемую в суперсовременной блестящей упаковке под видом «журналистских расследований» или «объективных статистических данных», от профессиональной журналистики — правдивой и непредвзятой.
Но если 15 лет назад первым лауреатам Израильской премии за критику прессы нужно было семь раз подумать, прежде чем явиться на церемонию вручения, то сегодня награда за честность и правдивость, учрежденная плывущими против течения правыми интеллектуалами, стала крайне престижной! Среди лауреатов премии — такие известные журналисты и аналитики, как Яаков Ахимеир, Кальман Либескинд, Каролин Глик, востоковед доктор Гай Бехор, сатирическая телепрограмма «Латма», кстати, вернувшаяся на экран стараниями объединения «Право общества знать», и др.
Чтобы добиться признания и стать неотъемлемой частью хрупкого и противоречивого израильского консенсуса, объединению потребовалось «всего» 20 лет.