Александр Шульман: Рассказы Исаака Мостова

В №7 (176) «Заметок по еврейской истории» выйдут воспоминания Исаака Мостова.

Рассказы Исаака Мостова

Александр Шульман

У автора рассказов военного летчика подполковника Исаака Мостова замечательная биография — выходец из Советского Союза, он отдал 25 лет жизни израильским военно-воздушным силам, был непосредственным участником многих воздушных сражений в небе Ближнего Востока, летал на многих типах боевых самолетов.

В предлагаемых на суд читателя рассказах Исаак Мостов рассказывает о некоторых эпизодах своей летной биографии, в том числе и о своем участии в качестве пилота штурмовика Скайхок в крупнейшем со времен Второй мировой войны воздушном сражении, развернувшемся в июне 1982 года в небе над Ливаном, в котором сошлись в смертельной схватке сотни самолетов с обеих сторон.

В ходе сражения израильские ВВС буквально стерли с лица земли советские системы ПВО, в воздушных боях сбили более восьмидесяти вражеских МиГов, не потеряв ни одного своего самолета. Тактические и технические методы ведения воздушной войны, разработанные и успешно апробированные израильским командованием в ходе этой широкомасштабной операции, во многом предопределила пути развития в 21 веке военной авиации, систем ПВО, средств радиоэлектронной борьбы(РЭБ), беспилотных самолетов.

Боевые действия в Ливане начались 6 июня 1982г. Непосредственным поводом для начала широкомасштабной операции израильских войск стало покушение палестинских террористов на посла Израиля в Великобритании Шломо Аргова, произошедшее в Лондоне 3 июня 1982 года, и последующий обстрел севера Израиля из южного Ливана.

Израиль не собирался терпеть разгул палестинского террора у своих границ.

«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) — так Генштаб ЦАХАЛа назвал операцию по уничтожению баз Палестинских боевиков в южном Ливане, для которой на ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, объединённых в три армейских корпуса. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.

Согласно боевым планам, израильские войска должны были полностью ликвидировать палестинские террористические формирования в южном Ливане, а затем, наступая к столице Ливана — Бейруту, перерезать стратегически важную дорогу Бейрут-Дамаск, окружить части сирийской армии в долине Бекаа и в северном Ливане после чего все эти окруженные группировки сирийских войск и палестинских террористов должны были быть уничтожены одна за другой.

В ходе операции «Мир Галилее» перед израильскими ВВС была поставлена задача завоевания абсолютного господства в воздухе. Воздушное наступление израильской авиации получило название операция «Арцав». Израильским летчикам предстояло решить нелегкую задачу по разгрому системы ПВО противника и уничтожению авиации противника.

В Ливане находилось 24 сирийских зенитно-ракетных дивизиона, развернутых плотным боевым порядком протяжённостью 30 км по фронту и 28 км в глубину. По свидетельству советских военных специалистов, такой плотной концентрации ракетных и артиллерийских сил ПВО не было нигде в мире.

Операция «Арцав» началась в 4 часа утра 9 июня.

9 июня, в соответствии с оперативными планами генштаба ЦАХАЛа, начались разведывательно-демонстративные полеты больших групп израильских самолетов в непосредственной близости от боевых порядков сирийских средств ПВО. За 4 часа до первого удара израильская авиация усилила ведение всех видов разведки (радиотехнической, радиолокационной, телевизионной) специально оборудованными самолетами. Они засекали рабочие частоты радиолокационных станций(РЛС) и аппаратуры наведения сирийских ракетных комплексов. Самолеты — разведчики, вызывая на себя огонь сирийских ЗРК, тем самым отводили его от боевых самолетов.

За час до удара израильтяне начали постановку пассивных радиоэлектронных помех на фронте 150-200 км; за 12 минут — интенсивных помех системам связи и управления средствами ПВО; за 5-7 минут — активных помех большой мощности, подавивших средства радиолокационной разведки противника.

Затем началось тотальное уничтожение сирийских средств ПВО. Удары по сирийским позициям наносились ракетами класса «земля-земля», дальнобойной и реактивной артиллерией, при этом использовались боеприпасы, обладающие способностью наводиться на цель, в том числе с помощью лазерного луча.

Через 10-12 минут после ракетного удара по сирийским позициям, был нанесен удар силами около 100 самолетов. Израильская авиация действовала группами в 2-6 истребителей бомбардировщиков. «Скайхоки», «Кфиры», «Фантомы» и F-16 наносили удары с применением обычных, кассетных, шариковых и кумулятивных бомб, а также управляемых и самонаводящихся ракет

Одновременно в небе Ливана разворачивалось крупнейшее воздушное сражение. С обеих сторон в нем участвовало около 350 самолетов, причем одновременно в воздушных схватках вели смертный бой по 120-200 самолетов. Всего сирийцы потеряли в воздушных боях 7-11 июня 82 своих самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22.

И в заключение — цитата:

«До сих пор мало кто в нашей стране знает, что одной из главных причин перестройки стал разгром, который израильская авиация учинила сирийской системе ПВО в ливанской долине Бекаа 9—10 июня 1982 года. Система была, разумеется, советской на сто процентов, причем новейшей на тот момент. Списать катастрофу на обычную недееспособность арабов было нельзя: даже израильтяне признавали, что сирийцы воевали на этот раз хорошо, кроме того, в кабинах уничтоженных ЗРК сидели рядом с сирийцами и советские инструкторы. Просто противник воевал уже по-новому, а мы — еще по-старому.»
(Александр Храмчихин. Военное строительство в России. «Знамя» 2005, №12)

Рассказы Исаака Мостова являются первым свидетельством участника тех исторических событий на русском языке и потому представляют большой интерес и для читателей, которым предстоит оценить несомненный литературный дар автора, и для военных историков.